28.11.2020 19:20

Влияние запоминания чисел на психомоторную активность у студентов-медиков. Часть 1

Влияние запоминания чисел на психомоторную активность у студентов-медиков. Часть 1

В настоящее время, с появлением компьютерных методик, находит широкое применение измерение времени реакциив качестве критерия оценки функционального состояния ЦНС, а также для анализа индивидуальных различий [4]. Было показано, что у студентовюношеского возраста, из Карелии и Мурманской области, в зимнее время относительно замедляется способность максимально быстрого реагирования на появление значимых сигналовпри выполнении теста «Оценка внимания» [3]. По данным исследований, в онтогенезе у человекавремя реакции достигает устойчивого уровня к 20-25 годам, что связывается с возрастанием эффективности процессов двигательного научения, а также развития второй сигнальной системы [2]. Вместе с тем, конкретные механизмы происходящих изменений времени реакции на разных этапах онтогенеза, а также влияние различных факторов остаются до сих пор неизученными. Полагаем, что изучение закономерностей возрастной динамики зрительно-моторных реакций, выявление и учет сенситивных и критических периодов имеет ключевое значение для создания адекватных и благоприятных условий для воспитания и обучения, а также формирования готовности и способности студенческой молодежи к профессиональной деятельности.

Целью работы было исследование простой психомоторной активности у студентов в фоновых условиях и после когнитивной пробы с запоминания чисел.Для достижения цели были поставлены задачи: 1) формирование групп испытуемых, по объему кратковременной зрительной памяти (КЗП) на числа; 2) изучение времени простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) при выполнении теста «Оценка внимания», в фоновых условиях и после запоминания чисел; 3) анализ особенностей времени ПЗМР у испытуемых с различным объемом КЗП на числа.

Методика исследования.
В исследовании принимали участие студенты (16: ж) МИ ПетрГУ, в возрасте от 18 до 21 года, без жалоб на состояние здоровья,с моторным предпочтением правой руки. Для оценки влияния запоминания чисел на время ПЗМР были выделены группы испытуемых: общая группа, группа с «низким» уровнем КЗП(п=7), а также группа с «оптимальным» уровнем КЗП (n=9). Исследование КЗП проводилось, с использованием теста «Память на числа», компьютерного комплекса«НС-ПсихоТест», фирмы «НейроСофт» (г. Иваново). Выполнение теста было направлено на установление уровня КЗП у испытуемых. Оценка КЗПна числа проводилась по шкале: 6 и меньше чисел - «низкий», 7 и больше чисел - «оптимальный» уровень. Вычисляли коэффициенты: коэффициент узнавания (КУ) и коэффициент эффективности (КЭ). Время простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР)определялось при помощи психомоторного анализатора приборного комплекса «НС-ПсихоТест», фирмы «НейроСофт» (г. Иваново), с использованием теста «Оценка внимания». У испытуемого определялось время ПЗМР для правой руки, исходно (фон), а также после выполнения когнитивной пробы, с запоминанием чисел, через 80 сек. При обработке результатов использовали статистические пакеты Microsoft Excel, Biostat. Различия тенденций, вызванные пробой, оценивали с помощью парного t- критерия Стьюдента, а также критерия Уилкоксона [1].

Е. И. Тихомирова
Продолжение следует

Влияние запоминания чисел на психомоторную активность у студентов-медиков. Часть 1

Опубликовано 28.11.2020 19:20 | Просмотров: 532 | Блог » RSS