25.11.2019 17:05

Уклад школьного класса и сотрудничество школы с семьей как факторы преодоления эксклюзии детей в начальной школе

Уклад школьного класса и сотрудничество школы с семьей как факторы преодоления эксклюзии детей в начальной школе

Эксклюзия - исключение человека из общественной жизни. Дети, подвергшиеся этому состоянию, имеют неблагополучное положение в классе, что мешает им полноценно получать знания и общаться со сверстниками.

Главный вопрос - как предупредить и преодолеть эксклюзию?

Уклад школьной жизни - взаимосвязь отношений, складывающихся в сообществе, в рамках которой явно и неявно реализуются ее наиболее устойчивые и значимые общие ценности. Элементом уклада является психологический климат и социально-психологичекий климат группы.

Методика изучения психологического климата школьного класса А.Н. Лутошкина позволила оценить психологический климат детского коллектива и подтвердить наблюдения относительно детей, подвергшихся эксклюзии. Было обнаружено два таких ученика. Эти обучающиеся в самооценке психологического климата класса показали самые низкие результаты. Социометрическое исследование показало, что оба ребенка находятся за пределами социометрической «мишени».

Суть педагогической деятельности учителя - опытно-практической работы - состояла во влиянии на психологический климат класса, а через него - на преодоление эксклюзии у выявленных обучающихся через создание ситуации успеха.

Сотрудничество - высшая форма взаимодействия семьи и школы. Для преодоления эксклюзии у младших школьников необходимо разработать и осуществить комплекс совместных мероприятий школы и семьи, учителя и родителей обучающихся.

В ходе исследования были выявлены и апробированы условия взаимодействия родителей и учителя по преодолению эксклюзии младших школьников. Информация об эксклюзии предоставлялась родителям на собрании от психолога школы и в дальнейшем, при совместной работе, от учителя. Конфиденциальность, индивидуальный подход, совместное решение проблем, системность в работе учителя с родителями, разнообразие форм и содержания взаимодействия, доверие и партнерство - это те условия, которые удалось совместить в нашей работе.

Таким образом, теоретический анализ показал, а практический этап исследований подтвердил, что уклад жизни школьного класса, взаимодействие семьи и школы, родителей и учителей - важные факторы эксклюзии, а значит, влияя на уклад, организуя взаимодействие, можно предупреждать возникновение и преодолевать эксклюзию.

Исследование выполнено в рамках международного проекта «Профилактика социальной эксклюзии в школах Финляндии и Карелии» (DEVELOPING CROSS-BORDER KNOWHOW ON THE PREVENTION OF SOCIAL EXCLUSION OF CHILDREN AND YOUTH) Петрозаводского государственного университета и университета г. Оулу, Финляндия.

А. А. Красильникова, Т. О. Красильникова

Уклад школьного класса и сотрудничество школы с семьей как факторы преодоления эксклюзии детей в начальной школе

Опубликовано 25.11.2019 17:05 | Просмотров: 316 | Блог » RSS