10.02.2020 15:02

Типология и функционирование простых предложений в цикле И. А. Бродского «Конец прекрасной эпохи»

Типология и функционирование простых предложений в цикле И. А. Бродского «Конец прекрасной эпохи»

Поэзия И. А. Бродского - явление крайне сложное, но в то же самое время интересное. Именно этим вызван возросший в последние годы интерес исследователей к его творчеству. Стоит отметить, что в сфере изучения синтаксиса поэта также написано много работ, но практически все они направлены на исследование структуры сложного предложения. На наш взгляд, такое однобокое рассмотрение синтаксиса Бродского не дает полной картины его творческого потенциала. Выбор сборника обусловлен тем, что именно в период написания цикла «Конец прекрасной эпохи» Бродский начинает экспериментировать с метром и ритмом, что в свою очередь отражается на синтаксическом строе его поэзии.

В сфере простых предложений поэт отдает предпочтение двусоставным конструкциям. Но стоит сразу отметить, что на выбор типа предложения влияет семантика предиката. Например, в определенно-личных конструкциях Бродский употребляет глаголы чувственного восприятия, а в двусоставных - глаголы активного действия.

В области двусоставных предложений поэт стремится к отстраненности и «деперсонификации». С этим связано большое количество неопределенно-личных, именных и безличных конструкций. Также в тексте есть один случай употребления обобщенно-личного предложения.

Стоит отметить, что выбор простого или сложного предложения обусловлен, в первую очередь, тематикой произведения. Например, если стихотворение представляет собой диалог, то доминируют простые предложения («Посвящается Ялте). Выбор же сложных конструкций вызван высокой риторикой Бродского («Разговор с небожителем»).

Стихотворение «Посвящается Ялте» уникально тем, что в нем смешиваются разные стили - художественный, официально-деловой и разговорный. В той части, где используется художественный стиль, преобладают сложноподчиненные конструкции. Для создания сухого официально-делового стиля Бродский употребляет неполные предложения глагольного типа. Для создания ситуации разговора поэт включает в стихотворение контекстуально-неполные, усеченные и нечленимые конструкции.

«Я» автора и «я» субъекта речи очень часто не совпадает. Поэт говорит от лица разных людей, что отражается на письме лексически и синтаксически.

В тексте встречается большое количество сравнений, модальных слов, обращений, анжамбеманов. Помимо этого, поэт использует большое количество однородных членов, деепричастных и причастных оборотов, вводных и вставных конструкций. Нельзя не отметить еще одну черту лирики нобелевского лауреата - частое употребление слитной предикации. В совокупности со сложным размером (дольник) это приводит к определенным трудностям при чтении поэзии И. А. Бродского.

Экспрессивность лирики выражается посредством стилистических приемов таких, как: параллелизм, риторическое восклицание, риторический вопрос, императив.

В. Ю. Малышева

Типология и функционирование простых предложений в цикле И. А. Бродского «Конец прекрасной эпохи»

Опубликовано 10.02.2020 15:02 | Просмотров: 472 | Блог » RSS