16.12.2020 16:56

Спор станковой картины с произведением монументально-декоративного искусства в архитектурном пространстве. Часть 1

Спор станковой картины с произведением монументально-декоративного искусства в архитектурном пространстве. Часть 1

Необходимые понятия:
Монументальное искусство - одно из пространственных изобразительных и неизобразительных искусств; данное искусство включает в себя произведения большого формата, согласованные с архитектурной или природной средой. К монументальному искусству относятся памятники и мемориальные скульптурные композиции, живописные и мозаичные панно, декоративное убранство зданий, витражи.

Декоративное искусство - род пластических искусств, произведения которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в неё эстетическое идейно-образное начало.

Декоративность - совокупность художественных свойств, которые усиливают эмоционально-выразительную роль произведений пластических искусств в окружающей человека предметной среде.

Монументально-декоративное искусство - область декоративного искусства, включающая многообразные художественные произведения, создающиеся для архитектурных сооружений и комплексов (декоративная живопись и скульптура на фасадах и в интерьерах зданий).

Монументальность - эстетическое качество изобразительного искусства, достигаемое определенной мерой художественного обобщения, придающее им величие, масштабное звучание.

Мозаика - произведение изобразительного декоративного искусства, выражающееся в изящных композициях из цветного стекла, нередко из гальки и мелких камней на стене, предназначенное для вписывания в архитектурную среду.

Витраж - произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения оконного проёма, в архитектурном сооружении, храмах.

Гобелен - один из видов декоративно-прикладного искусства в виде стенного безворсового ковра с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей.

Для полного исследования темы нами была тщательно рассмотрена история монументального искусства. [1], [2] В ходе исследования можно обнаружить проблему, которая возникала на разных этапах истории, и решалась она в исторических этапах по- разному. Эта проблема соединения станковой картины либо «заменяющего» её любого другого изобразительного произведения (настенная роспись, настенное панно, мозаика, витраж) с плоскостью стены.

Суть этой проблемы заключается в эстетике пространства и в целостности этого пространства.

Наиболее ярко выявленная проблема проявляется в европейской культуре и относится ко времени «перехода» от Средневековья к эпохе Возрождения. И это время становления архитектуры Ренессанса и развития живописи Ренессанса со своими новыми открытиями.

В это время главными архитектурными сооружениями являлись палаццо и соборы (особенно в Италии). Подобные здания, их интерьеры и экстерьеры требовали разнообразных украшений. К 14-15 векам европейская культура обладала многовековым опытом такого «украшения». Этот опыт был связан с развитием монументального искусства. Яркими примерами монументального искусства можно назвать античные и византийские
мозаики, витражи готики, античные и средневековые фрески, настенные панно, средневековые шпалеры (гобелены). [1]

К. В. Казакова
Продолжение следует

Спор станковой картины с произведением монументально-декоративного искусства в архитектурном пространстве. Часть 1

Опубликовано 16.12.2020 16:56 | Просмотров: 556 | Блог » RSS