22.03.2020 18:56
Социальный портрет учащихся 10-х классов городского лицея
Процесс формирования ценностных ориентаций опосредован многими социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами: материальными условиями жизнедеятельности, индивидуально-типичными чертами старшеклассника, его наклонностями, способностями, коммуникативными умениями, качеством учебно-воспитательного воздействия школы, семьи и других институтов социализации.
Направленность, ценностные ориентации находят свое реальное проявление в активной деятельности старшеклассника, приобретают характер устойчивых мотивов его общения и деятельности и превращаются в убеждения. Именно поэтому эффективная социализация может рассматриваться как процесс приобретения, усвоения и формирования такого набора и такой иерархии потребностей старшеклассника, которые наиболее благоприятны для развития общества и личности во всем богатстве и разнообразии их потенциальных возможностей.
Поскольку в старшем школьном возрасте основным средством становления и развития личности выступают межличностные отношения, то познание самого себя старшеклассниками происходит в процессе общения и понимания других людей в школе.
Для оценки одной из важнейших личностных сторон обучающихся важным компонентом является его социальная составляющая. Рабочей гипотезой данной работы явилась оценка характерных черт социальных потребностей учащихся к началу 10 класса, на момент, когда они определили направление предметного обучения и, таким образом, сделали первые наметки выбора будущей профессии. И мы предполагаем, что в этом аспекте проявились и определенные черты социального портрета.
В результате анонимного анкетирования выяснилось, что в 10 классе наблюдается незначительное преобладание юношей, большая часть школьников - «хорошисты»; большинство относит свою семью к «среднеобеспеченной»; 30% опрошенных совмещают учебу и работу.
В вопросе характеристики семьи - преобладание ситуации, когда отец и мать состоят в браке, большая часть родителей имеет высшее образование.
Только 21% обучающихся отчетливо представляют свое будущее, при этом большинство опрошенных с уверенностью и оптимизмом смотрят в завтрашний день. Для учащихся 10 класса в первую очередь важны такие ценности, как успешная профессиональная деятельность, здоровье, хорошие отношения с родителями, меньше всего выбирались варианты «уважение окружающих», «самостоятельность и независимость».
При оценке страхов, которые испытывают учащиеся, около половины опрошенных указали на страх перед ЕГЭ. Наиболее значимыми факторами, определяющими жизненный успех человека, по мнению опрошенных, являются - целеустремленность, личные качества и связи, а умение рисковать и материальные возможности оказались на последнем месте.
При самооценке каждый четвертый отметил у себя наличие лидерских качеств. Следует обратить внимание, что примерно каждый пятый школьник чувствует себя некомфортно, и примерно столько же опрошенных испытывают чувство одиночества.
Среди мотивов учебной деятельности первые два места занимают «получение престижной работы» и «получение новых знаний». При выяснении требований опрошенных к результатам школьного образования главным оказалось «необходимая степень подготовки для поступления в вуз».
Среди опрошенных выявлены лица с пониженным желанием продолжать эффективно учиться, и среди причин этого названы «страх перед ЕГЭ», «трудности при устройстве на работу» и «неразвитость социальных программ помощи студентам».
Ряд вопросов были посвящены оценке качества знаний, которые учащиеся получают в лицее. В целом ответы на эти вопросы свидетельствуют о высоком уровне организации среднего образования.
В. И. Максимкова, В. С. Канноева
Опубликовано 22.03.2020 18:56 | Просмотров: 646 | Блог » RSS |