19.02.2020 21:11

Социальный портрет школьников 9 класса

Социальный портрет школьников 9 класса

Осуществление формирования специалиста с заданным набором профессионально важных качеств, ценностей, норм морали и психологии является одним из ведущих механизмов преобразования социальной структуры общества. Предпосылки этих качеств закладываются еще в школе.

Для изучения социального портрета нами была разработана специальная карта, которая позволяла оценить социальный статус учащихся на этапе окончания неполной средней школы. При исследовании установлено, что успеваемость находится на удовлетворительном уровне. Наибольшее количество опрошенных (58%) учатся на «отлично» и «хорошо», остальные - на «удовлетворительно». Примечательно, что лиц, которые учатся на «отлично» не выявлено.

При оценке материальной обеспеченности семьи 85% оценили ее как «средняя», соответственно, к «низко обеспеченным» отнесли себя 3% и к «высоко обеспеченным» - 12% опрошенных. Важной характеристикой материальной обеспеченности оказалось то, что подавляющее большинство (80%) оценили свое материальное положение как «удовлетворительное» и примерно такое же количество респондентов достаточно трезво оценили реализацию своих возможностей. На этом фоне материальной обеспеченности стараются улучшить свое материальное положение и постоянно подрабатывают только 12%, а работают только в каникулы - 31% обучающихся. 54% опрошенных только учатся. Образовательный статус семей достаточно высокий, так 81% родителей имеют высшее образование. У 50% школьников отец и мать состоят в браке, у 38,5% отец и мать разведены и у 11,5% отец и мать не состоят в браке.

В рейтинге ценностных ориентаций на первом месте стоит наличие близких друзей (84,6%); на втором месте стоит здоровье и хорошие отношения с родителями (соответственно, 76,9 и 73,1%); последние три места примерно при равном проценте заняли возможность творческой деятельности, уважение окружающих, близость с любимым человеком.

Озабоченность вызывает информация о сформированности жизненных планов. Только каждый пятый из опрошенных отчетливо представляет свое будущее. Остальные выразились таким образом: «О своем будущем думают, но не могут определиться» - 58%; 12% предпочитают «Думать о сегодняшнем дне, а не строить планов».

Среди значимых факторов, определяющих жизненный успех, по мнению опрошенных, на первом месте стоит целеустремленность, личные качества (способности и талант) и умение общаться с людьми (соответст- военно, 89, 73 и 69%). Отрадно отметить, что практически не выявлено лиц, у которых были бы причины снижения мотиваций к обучению.

Подводя итог проведенному анализу, отметим, что социальный портрет выпускника средней неполной школы, естественно, гораздо шире и объемнее, чем те характеристики, которые были описаны нами выше. В то же время следует подчеркнуть, что даже такой краткий анализ различных аспектов жизни старшеклассника имеет довольно высокую ценность, поскольку позволяет оценить многогранность того этапа подросткового возраста, на котором школьник перестает быть ребенком и переходит к качественно новому состоянию. Этот этап развития может характеризоваться весьма сложной, а порой почти неразрешимой для подростка проблемой личностного, профессионального, жизненного самоопределения.

На наш взгляд, задача школы в разрешении этой типичной для подростка проблемы заключается не только в том, чтобы дать школьнику знания, используя которые он благополучно продолжит свою образовательную траекторию. В первую очередь, задача школы как социального института заключается в том, чтобы обеспечить старшекласснику комфортное преодоление этого возрастного этапа, сформировать у него позитивные установки в отношении своего будущего, развить его способности эффективно функционировать в социальной среде. При этом школа должна выполнять эти задачи, используя такие способы и методы, которые позволят избежать развития негативных сценариев в переживании подростком этого во всех отношениях непростого возраста. В этом отношении, мы надеемся, что изложенный в нашей работе материал окажется ценным и полезным подспорьем при проведении учебно-воспитательной работы в школе.

Н. С. Фадеев, А. Н. Куревин

Социальный портрет школьников 9 класса

Опубликовано 19.02.2020 21:11 | Просмотров: 768 | Блог » RSS