11.02.2022 21:52

«Ромул Испании»: образ Вириата в изображении античных авторов. Часть 1

«Ромул Испании»: образ Вириата в изображении античных авторов. Часть 1

Аннотация. Автором анализируется, каким в изображении античных авторов предстаёт лидер антиримского восстания лузитан на Пиренейском полуострове ( 147 – 139 гг. до н.э.) Вириат. Показывается, какие факторы могли повлиять на формирование ключевых характеристик образа Вириата.

Ключевые слова: Дальняя Испания, римские провинции, восстание лузитан, Вириат, римское и греческое историописание, история Испании.

Вириат был предводителем восстания лузитан на Пиренейском полуострове против власти Рима в 147 – 139 гг. до н.э. Личность этого человека нашла подробное отображение в античной традиции. Такое внимание представляет собой довольно любопытное и нетипичное явление, поскольку обычно в центре внимания античных авторов оказывались римские, а не варварские полководцы и политики.

Целью данной работы является составление портрета Вириата по данным античной традиции. Для этого необходимо выявить сходства и повторяющиеся черты в портретных характеристиках Вириата, выделить особенности и различия в его образе у различных авторов, и наконец, попытаться определить, насколько этот образ соответствует общей картине событий, происходивших в Испании в указанный период.

Прежде всего, отметим ряд общих для античной традиции моментов. Во-первых, можно говорить о наличии общей схемы описания Вириата у целого ряда античных авторов: Диодор Сицилийский (XXXIII, 1, 21a), Тит Ливий (Периохи, 52, 54), Флор (I, 33), Аппиан (Римская история, VI, 61 – 72), Дион Кассий (XXII, 73) и Евтропий (IV, 16.2). Они затрагивают такие моменты, как: происхождение и личностные качества Вириата, где особое внимание уделено полководческому таланту; события самого восстания; описание кончины Вириата, в котором многие авторы вновь делают перечень его поступков, что представляет собой элогий, которым обычно удостаивались знатные римляне на могильных камнях. Этот последний пункт немаловажен, так как он подчёркивает признание античными авторами заслуг Вириата, будто он был римлянином. Во-вторых, можно утверждать, что античные авторы в целом дают положительную характеристику лидеру лузитан. В-третьих, очевидна устойчивость интереса античной традиции к этому человеку, начиная с хронологически близких восстанию трудов I в. до н.э. (Диодор, XXXIII, 1; Ливий. Периохи, 52) и вплоть до конца IV в. н.э (Евтропий, IV, 16.2).

Переходя к вопросу о сходствах в образе Вириата у античных авторов, можно отметить, что существует некая трёхступенчатая структура в описании его превращения в лидеры восстания, что было отмечено ещё Г. Симоном [5; 130]. Античные авторы указывают, что, Вириат сначала был пастухом, затем он становится разбойником и после полководцем. Впервые такая структура встречается уже у Диодора (Диодор, XXXIII, 1), но и позднейшие авторы также следуют ей (Ливий. Периохи, 52; Флор, I, 33; Дион Кассий, XXII, 73; Евтропий, IV, 16.2). Здесь отметим, что лишь у Аппиана не встречается подобного сообщения о становлении Вириата в лидеры восстания; более того, о его происхождении автор совсем не пишет. Скорее всего, это связано с характером изложения истории 126 Аппианом, а именно его небрежностью в работе с источниками, что подчёркивал А. В. Короленков [3; 22].

Античные авторы, как греческие, так и римские, сходятся во мнении о том, что Вириат был выдающимся полководцем, подчеркивая, что для подавления восстания потребовалась консульская армия. Тит Ливий отмечает также страх самих римлян перед успехами лидера лузитан (Ливий. Периохи, 52). Представляется, что этот страх был вызван тем, что ужасы войны с ещё одним варваром – Ганнибалом – не исчезли из памяти римлян.

Наконец, при описании Вириата античные авторы выделяют отсутствие у него тяги к роскоши и наживе (Диодор, XXXIII, 1; Аппиан. Римская история, VI, 71). Аппиан преподносит именно это качество как объяснение того, что во время командования Вириата все лузитане беспрекословно подчинялись ему (Аппиан. Римская История, VI, 72). Сведений об этом нет у Ливия и Флора, но в первом случае это объясняется тем, что от LII и LIV книг Ливия остались лишь Периохи, а во втором – краткостью изложения в целом в «Эпитомах»Флора.

Теперь перейдём к проблеме различий в портрете Вириата. Среди всех античных авторов, писавших о Вириате, выделяется Флор, который назвал Вириата «Ромулом Испании» (Флор, I, 33). Таким сравнением обычного варвара с основателем Рима Флор ещё больше возвеличивает Вириата, хотя в его труде, как отмечал А. И. Немировский, в целом наблюдается «восхищение главенствующим народом» [2; 14], то есть римлянами. Причины такой сверхгероизации лидера лузитан, по-видимому, нужно искать в происхождении самого Аннея Флора. Родовое имя Анней предполагает испанское происхождение, как, например философ Луций Анней Сенека был родом из Испании. В пользу испанского происхождения Аннея Флора говорит также то, что испанцам он симпатизирует вообще, называя их «мужественным народом» и отмечая коварство римлян по отношению к ним (Флор, I, 33).

А. А. Алексеев
Продолжение следует

«Ромул Испании»: образ Вириата в изображении античных авторов. Часть 1

Опубликовано 11.02.2022 21:52 | Просмотров: 218 | Блог » RSS