25.11.2019 12:18

Развитие творческих качеств школьников на уроках технологии

Развитие творческих качеств школьников на уроках технологии

В современных условиях социально-экономических преобразований, ориентированных на инновационное развитие, государство испытывает потребность в квалифицированных специалистах, способных к эффективным и нестандартным решениям жизненно важных проблем, проявлению индивидуальности и творческих личностных качеств. В связи с этим доминирующей целью образовательных учреждений становится приоритет творчества, все больше осознается необходимость в воспитании личности нового типа, обладающей не только глубокими знаниями, умениями и навыками, но и способностями к саморазвитию и творческой самореализации в различных областях человеческой деятельности.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается значение основного и дополнительного образования детей, способствующих становлению мотивации к познанию и творчеству, развитию творческих способностей в различных видах и направлениях образовательной деятельности, раскрытию творческого потенциала обучающихся.

Формирование творческих качеств школьников должно осуществляться в образовательном процессе в рамках каждой предметной дисциплины, в том числе и на уроках технологии. Этой проблеме и посвящено наше исследование, в котором рассматриваются как теоретические основания организации творческого становления личности, так и практико ориентированные механизмы формирования креативных качеств обучающихся на уроках технологии. Формирование творческих качеств школьников на уроках технологии, на наш взгляд, будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- осуществление личностно - деятельностного подхода в организации образовательного процесса с учетом интересов, предпочтений и мотивации школьников к проявлению творческого потенциала;
- включение школьников в разнообразные виды творческой деятельности, стимулирующие их творческую активность;
- разработка программно-методического обеспечения уроков технологии с направленностью на формирование творческих качеств личности школьника;
- использование интерактивных форм, методов и технологий в процессе обучения для достижения его креативного характера.

С понятием «творческая личность» тесно связано понятие творчества. В специализированных изданиях о творчестве оно рассматривается как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего (по замыслу и материальному воплощению). Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства. В. И. Андреев рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности, это:
а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
б) социальная и личная значимость, прогрессивный вклад в развитие общества и личности;
в) наличие объективных (социальных, материальных) и субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности);
г) новизна и оригинальность процесса и результата. Е. П. Ильин определяет творческую личность как личность с высоким уровнем культуры, обладающей творческим потенциалом, способной к саморазвитию и саморегуляции и выделяет следующие функции творчества:
- выражение активно-преобразовательного отношения к миру;
- включение личности в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;
- решение жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;
- проявление собственной индивидуальности;
- реализация права личности на свободу, выход за пределы обязательного. Их мы учитывали в организации образовательного процесса.

Говоря о творческих характеристиках человека, в исследовании нами выделены следующие личностные качества: творческая инициатива, критичность, открытость опыту, чувство нового, способность видеть и ставить проблемы, оригинальность, энергичность, независимость, работоспособность, самостоятельность, саморегуляция и др. В процессе формировании творческих личностных качеств школьников мы учитывали поэтапность этого процесса на основе выделенных В. Н. Дружининым стадий (уровней) формирования творческой личности:
1-я стадия характеризуется избирательной мотивационно-творческой направленностью на определенный вид деятельности;
2-я стадия определяется как стадия интеллектуально-творческой активности личности;
3-я стадия рассматривается как повышение ее творческой активности в определенном виде деятельности;
4-я стадия развития может быть охарактеризована как стадия первых значительных творческих достижений;
5-я стадия развития характеризуется высокой, устойчивой творческой продуктивностью личности. Для этой стадии характерно формирование индивидуального творческого стиля деятельности и мастерства.

В рамках исследования нами разработано программно-методическое обеспечение уроков технологии для 5-7-х классов, целью которых является развитие творческих качеств школьников в декоративно-прикладной деятельности (в технике декупаж). Разработанная программа была апробирована в образовательном процессе уроков технологии на базе МОУ Лицея № 13 г. Петрозаводска. В ходе опытно-экспериментальной работы была доказана ее эффективность, а также подтверждены педагогические условия организации образовательного процесса, оказывающие положительное влияние на формирование таких творческих качеств школьников, как умение вникнуть в проблему, самостоятельное нахождение нестандартных и оригинальных способов в ее решении, легкость ассоциирования, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации, способность к оценочным суждениям и критичность мышления, способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны и в новом контексте, целеустремленность, трудолюбие и др.

О. О. Ивашова

Развитие творческих качеств школьников на уроках технологии

Опубликовано 25.11.2019 12:18 | Просмотров: 291 | Блог » RSS