22.11.2019 20:29

Развитие самоконтроля

Развитие самоконтроля

В современной парадигме образования наблюдается рост роли знания иностранного языка. Становясь реально востребованным во всех сферах жизни, он требует постоянной проверки собственных знаний и оценивания достижения поставленных индивидуальных задач. В этом случае актуальной становится проблема активизации и управления познавательной деятельностью обучающегося в целях развития у него элементов самостоятельности, самоуправления и самоконтроля, так как именно эти условия отвечают за повышение эффективности и качества процесса обучения иностранному языку. Ведь, чтобы установить, насколько эффективно люди используют изучаемый язык, насколько они преуспели в его изучении, или чтобы диагностировать возникающие у них проблемы и обеспечить им обратную связь и своевременную помощь, необходим самоконтроль, который является неотъемлемой частью учебного процесса.

Изучением проблемы самоконтроля занимались многие известные исследователи. В психолого-педагогической литературе отражены различные подходы к определению этого понятия. Но при всем разнообразии определений можно отметить, что в это понятие обязательно входит такой признак как сопоставление собственного действия с эталоном, образцом, а также такие действия, как самонаблюдение, самоанализ, сличение речевых действий с эталонами, самокоррекция и самооценка. Существуют различные классификации видов самоконтроля: в соответствии с временным или пространственным принципами, по типу произвольности, по формам организации работы учащихся.

Результаты прохождения педагогической практики в школе показали крайне низкий уровень развития самоконтроля у учащихся старший классов. Причину данного явления мы видим в том, что контроль как компонент учебной деятельности осуществляется только учителем, роль ученика же крайне пассивна, он традиционно не вовлекается в процесс контроля и оценивания. Как следствие, результат - неумение старших школьников определять, в какой степени они преуспели в изучении иностранного языка, отсутствие навыка выявления и диагностики «пробелов» в уже изученном материале.

Помимо этого, нами было отмечено равнодушное отношение большинства учащихся к предмету «французский язык». Причина этого явления, как говорили сами учащиеся, объясняется тем, что их профильный язык - английский, который они считают более востребованным. Ситуацию усугубляло также малое количество часов, отведенных на этот предмет, и их мотивация напрямую зависила от невысоких результатов.

За время прохождения педагогической практики мы систематизировали ошибки, которые чаще всего допускали учащиеся. Это было сделано для того, чтобы разработать упражнения на повторение уже пройденного материала и предотвращения появления новых ошибок. Поэтому для сокращения и устранения ошибок в некоторых аспектах речи нами были созданы памятки с инструкциями. Помимо этого, отрабатывая продуктивные виды речевой деятельности, такие как письмо и говорение, мы вместе с учениками обсуждали структуру их высказывания, его компоненты и критерии, по которым оно должно оцениваться. А разработанные шкалы оценивания служили источником и для самоконтроля во время подготовки высказывания, и для взаимоконтроля в ходе презентации подготовленных проектов.

Завершающим этапом нашей работы стало проведение контрольной в виде написания личного письма. По полученным результатам было отмечено, что в отличие от предыдущих работ дети справились со структурным заполнением письма, а написание лексических единиц и грамматическое оформление стали более правильными.

Е. С. Чванина

Развитие самоконтроля

Опубликовано 22.11.2019 20:29 | Просмотров: 267 | Блог » RSS