22.10.2019 19:14

Разрешение административно-правовых жалоб и споров в современной России

Разрешение административно-правовых жалоб и споров в современной России

Российская Федерация в 33-ей статье Конституции гарантирует право граждан обжаловать акты административных органов, а также устанавливает обязанности государственных и муниципальных органов в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями граждан на неправомерные действия субъектов публичной власти.

В Российской Федерации производство по административно-правовым жалобам и спорам осуществляется в административном порядке, регулируемом федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и судебном порядке, регулируемом федеральным законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Понятие «административный порядок разрешения спора» в литературе определяется как внесудебный способ разрешения конфликта, возникающего между сторонами административно-правовых отношений. При этом отмечается, что суть его состоит в принятии полномочным органом (должностным лицом) юридически властного решения по предмету спора, заключающегося в оспаривании законности решения или действия (бездействия) государственного органа, предприятия, учреждения, организации, общественного объединения, должностного лица.

Сравнив административный порядок разрешения спора с судебным порядком по критериям долгосрочности, стоимости, субъектов, разбирающих спор, были выделены следующие характеристики административного и судебного порядка разрешения спора между органами исполнительной власти и населением.

Сильной стороной административного порядка разрешения административного спора является возможность непосредственного рассмотрения административной жалобы руководителем административного органа. Сложностями административного порядка разрешения административного спора являются возможность ведомственного вмешательства со стороны органов исполнительной власти, что подразумевается наличием у одной стороны властных полномочий, поэтому невозможно говорить о равноправии сторон. Также недостатком является более долгий срок рассмотрения жалобы по сравнению с судебным порядком.

Сильными сторонами судебного порядка разрешения административного спора являются независимость судей от решений исполнительной власти, наличие необходимой квалификацией по разрешению административных жалоб и споров, роль суда в качестве третьей стороны юридического конфликта. Существенным недостатком является возможность суда отказать в удовлетворении жалобы, признать законным действия органов государственной власти.

Таким образом, судебный порядок разрешения административных жалоб и споров является наиболее надежным способом охраны граждан, чем несудебный порядок. Заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он - сторона, равноправная с другой стороной дела, чьи действия обжалуются и которая является субъектом власти.

А. В. Лесик

Разрешение административно-правовых жалоб и споров в современной России

Опубликовано 22.10.2019 19:14 | Просмотров: 351 | Блог » RSS