30.04.2019 00:22

Разработка и апробация методики оценки поставщиков

Разработка и апробация методики оценки поставщиков

Эффективность работы производственного предприятия в рыночных условиях во многом зависит от того, насколько качественно налажен процесс поставок материальных и других ресурсов, необходимых для производства конкретных товаров или услуг. Любые изменения в работе поставщиков могут серьезно сказаться на работе компании, повлиять на хозяйственную и маркетинговую деятельность фирмы. В этой связи процедура оценки и выбора поставщиков является важным элементом успешного функционирования предприятия.

В современной практике широко распространено так называемое рейтингование поставщиков на основе экспертных оценок. Мы попытались процесс рейтингования представить в виде достаточно формализованной методики, учитывающей специфику деятельности предприятия. Апробация проводилась на примере компании молочной отрасли АО «Аньковское». Экспертами выступали ведущие специалисты из руководящего состава рассматриваемого предприятия. Методика включает в себя несколько этапов.

1. Формулировка и отбор критериев, по которым оцениваются поставщики. В нашем случае это - качество, цена, стабильность поставок, длительность сотрудничества, дополнительные характеристики оплаты, а также упаковка.
2. Определение весов критериев на основе составления матриц попарных сравнений критериев, позволяющих если не исключить, то снизить субъективность экспертных оценок.
3. Опять же на основе экспертного опроса оценивание каждого поставщика по выбранным критериям по 10-балльной шкале. После чего находятся произведения данных оценок и весов соответствующих критериев.
4. Определение степени согласованности мнений экспертов относительно оценок поставщиков и весов критериев на основе коэффициента конкордации.
Значимость коэффициента оценивалась по критерию хи-квадрат при уровне 0,05.
5. При установленной согласованности экспертов составляется итоговый рейтинг поставщиков, что позволяет сделать выводы относительно приоритетности выбора того или иного поставщика, а также предоставления им соответствующих преференций.


На примере нашего предприятия оценивались пять поставщиков. Как оказалось, при общей предсказуемости результатов относительно лидера некоторые позиции по другим поставщикам оказались не такими однозначными.

Таким образом, представленная методика представляет достаточно четкий механизм, позволяющий улучшить работу с поставщиками и соответственно повысить эффективность деятельности всего предприятия.

Решетникова М.В.

Разработка и апробация методики оценки поставщиков

Опубликовано 30.04.2019 00:22 | Просмотров: 772 | Блог » RSS