27.05.2020 16:39

Рационализм римского частного права

Рационализм римского частного права

На основе анализа Дигест Юстиниана раскрываются сущность, категории и принципы права Древнего Рима. Особое внимание уделяется представлениям древнегреческих и древнеримских философов, мыслителей и практикующих юристов о праве, законе и справедливости, которые обусловили рационализм римского права и сделали его «живым».

Ключевые слова: рационализм, мертвое право, живое право, Дигесты Юстиниана, право, римское право, право народов, естественное право, закон, дух закона, буква закона, естественный закон, скептицизм, стоицизм, консерватизм, рецепция римского права.

Рационализм в праве - это представление о том, что единственным источником права является разум. Согласно этому представлению, возможность существования мертвого права сводится на нет, так как законодатель регламентирует лишь те общественные отношения, которые имеют место в соответствующий период. Это одна из основных идей о праве, которая является актуальной и на сегодняшний день.

Еще в 1835 году Эдуард Гиббон в своем Историческом обозрении римского права писал, что он с недоверием принимается за изображение предмета, глубоко изученного многими учеными, юрисконсультами и наполнившего собой обширные книгохранилища [2].

Чем же обусловливался живой интерес человечества к правовой системе древних римлян? Почему именно право древнего Рима получило мировое признание и в дальнейшем было названо рациональным?

Некоторые исследователи объясняют это тем, что римское право зарождалось в обстановке острой социальной борьбы, поэтому обществу приходилось сохранять самое лучшее, отказываясь от многого [3]. Это и предопределило рационализм права, его житейскую мудрость, жесткость и строгость правовой регламентации [5]. Такие его черты сделали возможным становление строгой юридической системы, связанной широкими принципами, объединяющими нормы права. Бытует мнение, что римляне изначально отделили право от чувственной сферы и подчинили его расчету [4].

Большое внимание при изучении римской правовой системы уделяется Дигестам, которые являются второй, самой значительной по объему и наиболее важной частью кодификации Юстиниана, уникального памятника юридической литературы не столько VI в н. э., сколько эпохи классического права I-III вв. н. э., периода развития такой области римского права, как юриспруденции. Первая часть Дигест содержит фрагменты сочинений римских юристов, т. е. наиболее общие положения права.

Составители Дигест собрали существующие законы и пра¬вовые принципы в один кодекс, освободили от несправедливых противоречий и излишних повторений. Более того, в Дигесты не были включены законы, вышедшие из употребления. Все это и обусловило безупречную логичность системы категорий, норм и определений, которой традиционно отличалось римское право.

Это великое дело Юстиниана - кодификация законов, име¬ло значение, далеко выходящее за кругозор античного человечества, и новая христианская Европа начала свое историческое бытие с идеалом правового государства, который воздействовал на европейские народы. Прошли века, и право Юстиниана стало живым и действующим во всех западноевропейских государствах.

Завоевывая все новые и новые земли, римляне получали доступ к трудам ученых зарубежных стран. Создавая своё право, они стали опираться на их взгляды и теории. Римское право, какое оно дошло до наших дней - стройное и целое, индивидуальное и универсальное, создавалось всем миром, в лаборатории древнего Рима. Именно римское право впитывало в себя обычаи международных отношений, которые веками вырабатывались многими государствами, придавало им прочность и юридическую ясность.

Греческие скептицизм и стоицизм во многом предопределили черты и принципы римского законодательства. Скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Цельс, римский философ второй половины II века, определял право как искусство доброго и справедливого [3], поэтому основными принципами римского права считались добро и справедливость. По представлениям скептиков, абсолютную истину найти невозможно, философ ищет её на протяжении всей жизни. Следовательно, критерии добра и справедливости так же не могут быть неизменными. Юристы постоянно должны закладывать в право то, что является добрым и справедливым в конкретный период, делая его «живым».

Скептики считают, что разум берёт своё начало в чувствах, поэтому разумное приравнивается к естественному, о чем и говорил древнегреческий юрист Павел в 14-й книге «Комментариев к Сабину». Поскольку идеи философов и юристов составляли основу римской системы права, римское законодательство базировалось на естественном праве, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам [3].

Важным является тот факт, что римские юристы отдавали предпочтение духу закона, видя в этом главную цель права - быть справедливым и служить на благо человека.

Древнегреческие и древнеримские стоики утверждали, что человеческая природа есть часть общей природы и часть мироздания в целом. На этом представлении основывается главное естественно-правовое требование стоицизма - жить добродетельно и честно согласно разуму, естественному закону мироздания, т.е. в согласии с природой. Высшей целью человека, по их мнению, является жизнь по естественному закону, который имеет божественный характер и смысл. Основатель стоицизма Зенон говорил, что "естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей (делать) правильное и запрещающей противоположное".

Во II веке римский юрист Гай писал, что и право, общее для всех людей, т. е. право народов, установлено естественным разумом [3]. Эту позицию занимали многие юристы, отождествляя право народов и право естественное.

По мнению Боголепова, римские юристы всех времен очень часто старались совершать новые шаги в юридической области под прикрытием уже признанного права [1]. К подобному средству прибегли и классические юристы. Они объявили, что общенародное право не только содержит в себе многие правила естественного права, но что оно есть само естественное право. "Отождествляя оба права, они думали всей системе естественного права придать значение положительной, под прикрытием имени общенародного права совершить реализацию естественного права в целом" [1]. При изучении права народов можно заметить, что оно проникнуто началом универсальности.

Согласно Цельсу и Помпонию [3], законы не могут предусматривать все отдельные случаи, да и это не имеет смысла - они создаются для регулирования особо частых и важных общественных отношений. С этим свойством права тесно связан принцип консерватизма, который придавал ему стабильность и постоянство.

Феномен рецепции римского права лишь подтверждает безупречную логичность системы категорий, норм и определений, которой традиционно отличалось римское право. Сервитуты и ипотека, владение и владельческая защита, консенсуальные и реальные сделки, деликты и неосновательное обогащение - лишь отдельные, хотя и достаточно яркие примеры современной жизни категорий и институтов, весьма тщательно разработанных еще в римском праве классического и постклассического периодов [3].

Трудно переоценить роль римского права в возрождении и развитии правовых институтов современности, в основу которых, несомненно, легли многие правила и идеи, вновь доказавшие свою непреходящую ценность. Принципы римского права будут иметь большое значение в гражданском законодательстве многих государств до тех пор, пока там будут господствовать частная собственность, свободный рынок и прочие институты, урегулированные римлянами. Право Древнего Рима на долгие века пережило породившее его государство. Его формальное действие прекратилось чуть более ста лет назад, а материальное действие не исчезло и теперь [6].

Список использованной литературы
1. Боголепов Н. П. Учебник истории римского права / ред. и пре- дисл. В. А. Томсинова. М.: Зерцало, 2004.
2. Гиббон Э. Историческое обозрение римского права / с англ. пер. студент Имп. Санктпетерб. ун-та Алексей Греч. СПб : тип. Н. Греча, 1835. 131 с.
3. Дигесты Юстиниана / пер. с лат.; отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. III. 2-е изд., испр. М.: Статут, 2008. 780 с.
4. Дювернуа Н. Л. Значение римского права для русских юристов // Временник Демидовского Юридического Лицея. Ярославль, 1872. Кн. 1. С. 33-57.
5. Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития / пер. с 3-го исправленного немецкого издания. Ч. 1. СПб.: Тип. В. Безобразова и Ко, 1875. 321 с.
6. Кузнецов В. К. Римское право: учеб. пособие для дистанционного обучения. Новосибирск: СибАГС, 2005. 110 с.

М. О. Звездина, П. Ю. Гангура

Рационализм римского частного права

Опубликовано 27.05.2020 16:39 | Просмотров: 1144 | Блог » RSS