14.12.2019 14:33

Проявление тревожности и ее коррекция у детей с общим недоразвитием речи

Проявление тревожности и ее коррекция у детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи - это форма патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, характеризующаяся нарушением всех компонентов речевой системы. Многие авторы, изучающие психологические особенности дошкольников с ОНР, отмечают, что у таких детей преобладают страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряженность. В нашем исследовании мы поподробнее остановимся на таком комплексе эмоций, как тревожность.

Тревожность часто приводит к снижению работоспособности и трудностям в общении, именно поэтому многие ученые пытались более подробно изучить данную проблему. За рубежом исследованием тревожности занимались такие психологи как А. Адлер, Д. Бернс, К. Изард, Ч. Д. Спилберг, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни. В России вопрос тревожности решался в работах В. Р. Кисловской, О. А. Коробановой, Л. М. Костиной, Р. С. Немова, А. М. Прихожана, А. С. Спиваковской, В. В. Суворовой. Также особенности речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи изучались Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Е. Н. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.

Дошкольный возраст является основным периодом в становлении личности человека, так как именно в это время закладываются основные свойства и личностные качества, а эмоциональный и личностный аспект развития ребенка практически всегда остается за рамками изучения исследователей. Поэтому следует обратить внимание на психоэмоциональное состояние ребенка, особенно, если это ребенок с общим недоразвитием речи.

Нами было проведено исследование, целью которого явилось изучение тревожности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Анализ результатов диагностики позволил выявить процентные соотношения в распределении положительного или отрицательного выбора в сферах жизненных ситуаций: 100% отрицательных выборов у детей с общим недоразвитием показывают, что наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок - ребенок; 66% детей с ОНР испытывают тревожность в ситуациях, моделирующих повседневные действия, и 11% детей с данной речевой патологией испытывают тревожность в ситуации, моделирующей отношения ребенок - взрослый. Среди их сверстников с нормальным речевым развитием 41% наибольшую тревожность испытывают в ситуациях, моделирующих отношения ребенок - ребенок, 34% - в ситуациях, моделирующих отношения ребенок - взрослый и 25% - в ситуациях, моделирующих повседневные действия.

Исходя из сделанных нами выводов, мы разработали коррекционно-развивающую программу. Задачи программы:
- способствовать снижению уровня тревожности у ребенка;
- повысить психический тонус ребенка;
- повысить уверенность ребенка в себе;
- обучить детей способам снятия психоэмоционального напряжения;
- развивать творческое воображение и фантазию;
научить моделировать поведение ребенка в конкретных жизненных ситуациях.

С. А. Нукшевич

Проявление тревожности и ее коррекция у детей с общим недоразвитием речи

Опубликовано 14.12.2019 14:33 | Просмотров: 21 | Блог » RSS