23.03.2020 16:59
Приверженность учащихся 10 класса к положению ЗОЖ
Несмотря на некоторую стабилизацию демографических показателей, продолжается отчетливая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.
По различным данным, насчитывается лишь 10-15% практически здоровых школьников, примерно 50% имеют небольшие морфологические или функциональные отклонения и 35-40% - хронические заболевания. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. К моменту окончания школы каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки; каждый четвертый - патологию сердечно-сосудистой системы. Можно полагать, что школа превратилась в дополнительный фактор риска развития заболеваний вместо того, чтобы выполнять оздоравливающую роль. Интенсификация учебного процесса приводит к тому, что у значительной части учащихся развивается выраженное утомление как к концу дня и к концу недели. Среди учащихся довольно часто регистрируется увеличение артериального давления (как правило, по гипертоническому типу) и различные неврозоподобные реакции. Среди причин социально-психологической дезадаптации наиболее частой является неэффективная организация учебной деятельности, а нередко и эмоциональное психологическое неблагополучие. В этих условиях большое значение играет привитие учащимся приверженности к здоровому образу жизни.
Для исследования этого вопроса среди учащихся 10 класса была разработана специальная анкета. Целью исследования была оценка уровня осведомленностей учеников 10 класса по вопросам здорового образа жизни. Среди задач были такие, как оценка осведомленности 10-классников по конкретным разделам: планирование свободного времени; отношение к спорту; отношение к вредным привычкам; информированность об опасности заражения СПИДом; жизненные приоритеты; оценка организации питания и другие.
По нашим данным, в рейтинге увлечений в свободное от учебы время первое место занимает спорт, на втором - занятия на компьютере. Последующие места заняли такие увлечения, как литература, занятия музыкой и техника. Подавляющее большинство опрошенных (80%) имеют правильное представление о влиянии спорта и пагубном влиянии гиподинамии на состояние здоровья и только 5% затруднились в ответе на этот вопрос. При распределении опрошенных на вопрос о занятии спортом 55,5% ответили, что занимаются «от случая к случаю», 40% - «постоянно» и 1% - «спортом на занимаются». При выяснении отношения учащихся к курению 60% ответили, что курят «от нечего делать», 35% для того, чтобы «казаться более взрослыми и независимыми», у 5% эти причины сочетались. Все опрошенные знают о пагубном влиянии курения на здоровье.
При выяснении отношения учащихся к проблеме наркомании ставилась задача об обсуждении этой проблемы с родными и близкими, и оказалось, что далеко не все (75%) это делают.
Такой же актуальной проблемой современности является профилактика ВИЧ-инфицирования. При выяснении данной проблемы ответы распределились следующим образом: 40%, считают, что это может произойти при сексуальных контактах, при обмене шприцами, от ВИЧ-инфицированной матери; 25% - при сексуальных контактах, при обмене шприцами, 20% - при сексуальных контактах; 5% - от ВИЧ-инфицированной мате¬ри; 5% - при бытовых контактах; 5% - при бытовых контактах, при сексуальных контактах, при обмене шприцами, от ВИЧ-инфицированной матери.
Настораживает и то, что по поводу времени начала половой жизни каждый десятый 10-классник высказался неопределенно.
Главным фактором в организации питания на первое место 45% опрошенных поставили режим питания, 35% - его полноценность, остальные - только «удовлетворенность в потребности организма». При сравнительно значительном числе учащихся (76%), пользующихся услугами столовой, оценили качество приготовления пищи как «неудовлетворительно» 29%. Поэтому неслучайно, что среди пожеланий по организации школьного питания были такие, как улучшить обслуживание, разнообразить ассортимент блюд, улучшить график обслуживания и качество приготовления блюд.
В своих представлениях о здоровом образе жизни ранжировали его компоненты в такой последовательности: отказ от вредных привычек, занятия физической культурой и спортом, личная гигиена, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, положительные эмоции, владение навыками безопасного поведения, закаливание.
В целом свой образ жизни, как «вполне здоровый», определили 55%, «не совсем» - 35% и, как «не здоровый», - 10% учащихся.
Д. С. Курочкина, Ю. В. Павлова
Опубликовано 23.03.2020 16:59 | Просмотров: 585 | Блог » RSS |