18.09.2019 20:00

Представления школьников о частотной лексике современного русского языка

Представления школьников о частотной лексике современного русского языка

Целью данного исследования было выявить представления школьников о частотной лексике.

В качестве метода исследования избран часто используемый в психолингвистике направленный ассоциативный эксперимент, который проводился в двух школах г. Саратова.

Учащимся было предложено записать слова, которые они часто используют сами, и слова, которые они часто слышат в речи взрослых.

В опросе приняли участие 365 учащихся 2-10 классов. Получено около 8000 ответов, включающих слова, словосочетания и фразы.

В результате анализа полученных материалов нами было выделено ядро самых частотных слов и фразем (в количестве 45 единиц), которые школьники считают частотными в своей речи и в речи взрослых. В таблице 1 представлены первые 15 самых частотных единиц, названных школьниками (они даны по убывающей частоте в ответах школьников).
Таблица 1
Частотные единицы русского языка в представлении школьников

В речи школьников
Ранг 1 Единица привет Частота 234
Ранг 2,5 Единица как дела? Частота 132
Ранг 2,5 Единица пока Частота 132
Ранг 4 Единица мама Частота 79
Ранг 5 Единица блин Частота 72
Ранг 6 Единица что делаешь? Частота 52
Ранг 7 Единица папа Частота 49
Ранг 8 Единица здравствуйте Частота 51
Ранг 9 Единица да Частота 45
Ранг 10 Единица нет Частота 41
Ранг 11 Единица здорово Частота 38
Ранг 12,5 Единица до свидания Частота 36
Ранг 12,5 Единица доброе утро Частота 36
Ранг 14,5 Единица компьютер Частота 29
Ранг 14,5 Единица спасибо Частота 29

В речи взрослых
Ранг 1 Единица привет Частота 81
Ранг 2 Единица как дела? Частота 36
Ранг 3 Единица молодец Частота 35
Ранг 4 Единица делай уроки Частота 32
Ранг 5 Единица доброе утро Частота 28
Ранг 6,5 Единица нет Частота 27
Ранг 6,5 Единица пока Частота 27
Ранг 8 Единица помой посуду Частота 25
Ранг 11 Единица да Частота 20
Ранг 11 Единица здравствуйте Частота 20
Ранг 11 Единица к доске Частота 20
Ранг 13,5 Единица работа Частота 17
Ранг 13,5 Единица спокойной ночи Частота 17
Ранг 13,5 Единица сходи в магазин Частота 17
Ранг 13,5 Единица уроки Частота 17

Около половины из представленных двух частотных списков совпадают (они выделены полужирным): привет, как дела?, здравствуйте, доброе утро, пока, да, нет. Из этого следует, что частотными единицами в своей речи и в речи взрослых школьники считают в первую очередь этикетные единицы (привет, здравствуйте, как дела? и под.) и слова- коммуникативы (да, нет).

Все единицы ядра частотных единиц в речи школьников и ядра частотных единиц в речи взрослых (по представлению школьников) можно распределить в следующие группы слов: номинация лица (мама, папа, бабушка, я ты и др.); школа (уроки, школа, класс, ручка, дневник и др.); речевой этикет (привет, пока и др.); коммуникативы (да, нет и др.); оценка, эмоции (хорошо, блин, офигеть и др.); занятие, интересы (компьютер, интернет, телефон, гулять и др.); императивы (отстань, давай, делай уроки, сходи в магазин и др.); вопросы (как дела?, как дела в школе?) и вопросительные слова-местоимения (зачем, что, почему).

В представлении школьников более частотными, актуальными в их речи выступают группы: речевой этикет, номинация лица, занятие, интересы (употребление единиц речевого этикета, оценочной лексики частотнее у девочек, чем у мальчиков). Более частотной, актуальной в речи взрослых, с точки зрения школьников, оказывается, кроме речевого этикета, группа императивов (см. диаграммы). Это напрямую связано с теми коммуникативными ситуациями, в которых находятся взрослые и школьники, а также с областями интересов одних и других (у школьников - компьютер, телефон, телевизор, гулять; у взрослых - делай уроки, помой посуду, сходи в магазин, собрание, работа...).

В целом анализ показал, что большинство слов, названных школьниками как частотные в их речи и в речи взрослых, имеют отношение к диалоговой речи, в том числе к вопросно-ответной форме. Частотными школьники считают не только отдельные слова, но и фразы, употребляемые в типичных ситуациях общения.

Хотя большая часть частотных единиц у школьников и взрослых совпадает, ранговые позиции этих единиц существенно различаются, что обусловлено интересами, сферами общения, коммуникативными ситуациями, в которых оказываются те и другие.

Данное исследование представления школьников о частотных единицах в современной речевой коммуникации было пилотным, оно требует продолжения - сопоставления с тем, какие единицы объективно выступают частотными в речевом общении школьников и взрослых.

Морева К. А., Лисеенко К. П.

Представления школьников о частотной лексике современного русского языка

Опубликовано 18.09.2019 20:00 | Просмотров: 306 | Блог » RSS