19.09.2019 20:30

Особенности социально-педагогической работы в поле подросткового одиночества

Особенности социально-педагогической работы в поле подросткового одиночества

Современная ситуация в обществе характеризуется значительными изменениями в социальной, экономической и политической жизни, приводит к повышению напряженности в социальных отношениях и способствует социальной разобщенности людей. В наибольшей мере изменения, происходящие в обществе, затрагивают пожилых людей и подростков как наименее социально защищенные группы, но особенно трудно приходится подросткам.

К сожалению, в России в последние годы стала очень актуальна проблема подростковых суицидов. По уровню самоубийств среди подростков Россия находится на одном из первых мест в мире - средний показатель самоубийств среди населения подросткового возраста более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире. По данным статистики за последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. [1]

Ощущение подростком бессмысленности своего существования - одна из основных причин суицида. Одиночество - это разрыв связей, в то время как наши ожидания ориентированы на сохранение этих связей. Одинокий человек чувствует отрыв от прошлого, а также свою ненужность в будущем.

По данным авторского исследования [2], почти половина всех опрошенных подростков указали на то, что испытывали когда-либо чувство одиночества. Проведенный анализ показал, что проблема подросткового одиночества острее стоит у девушек в возрасте 14 и 17 лет. Чаще в момент одиночества они испытывали ощущение агрессии раздраженности и ненужности. Также из результатов исследования можно сделать вывод, что наличие друзей не всегда влияет на присутствие чувства одиночества, однако, полное отсутствие друзей абсолютно детерминирует появление чувства одиночества.

Большую часть времени подростки проводят в школе, и взаимоотношения с одноклассниками оказывают достаточно сильное влияние на психологический комфорт школьника, и, как выяснилось, чем ниже уровень комфортности в классе, тем чаще подростки испытывают чувство одиночества. Также важным исследовательским моментом было выяснение понимания подростками «одиночества». У большинства (17,1%) сложилось мнение, что одиночество это когда ты один, чуть меньше (по 16,2%) школьников считают что одиночество - это «не с кем общаться» и «не с кем поговорить, поделится проблемами или счастьем, совсем никому не нужен».

Подростковое одиночество является одной из серьёзнейших проблем современности, когда взаимоотношения не складываются, не порождая, ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя подростков равнодушными по отношению друг к другу. Предложить эффективные методы борьбы с чувством одиночества, и пути его профилактики - это большой шаг в установлении одинокими подростками нормальных межличностных отношений, помощи в социализации и подготовке подростка к благополучной взрослой жизни.

Анализ практической значимости и эффективности применения социально-педагогических технологий борьбы и профилактики подросткового одиночества свидетельствует о том, что круг используемых в работе технологий достаточно узок, несмотря на достаточное количество существующих технологий в теоретической литературе [3]. Профилактике подросткового одиночества уделяется недостаточно внимания, педагоги решают уже возникшие проблемы. Однако, результаты применения используемых технологии в основном положительные, что свидетельствует о высокой эффективности социально-педагогической работы в целом. Использование педагогами различных технологий в работе с подростками, способствует улучшению атмосферы в классе, подростки осознают значимость дружеских отношений, значимость жизни в целом. Но, для детей- изгоев, испытывающих острое одиночество, необходима постоянная поддержка специалистов, поскольку чаще всего в этих случаях создается угроза жизни и здоровью ребенка.

На наш взгляд, современным школам необходимо привлекать больший ресурс для создания базиса инновационных практик, поскольку проблема подросткового одиночества и, как его следствие, суицида нуждается не только в решении, но и активной профилактике. Кроме того, необходима разработка и внедрение программ «психологической поддержки детей» как на региональном, так и федеральном уровне.

Литература
1. Астахов П.А. //http://ria.ru/spravka/20120220/570313334.html
2. Авторское исследование было проведено в 2 этапа. На первом этапе в 2010 году, мы провели анкетный опрос подростков в возрасте 12-17 лет общеобразовательной школы г. Саратова, с целью определить особенности переживания одиночества подростками и его возможные последствия. На втором этапе в 2011 мы провели 2 глубинных интервью с психологом и социальным педагогом общеобразовательной школы г. Саратова. С целью выявить особенности применения социально-педагогических технологий в современной Российской школе.
3. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога // - М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 11с.

Анисимова Татьяна Сергеевна

Особенности социально-педагогической работы в поле подросткового одиночества

Опубликовано 19.09.2019 20:30 | Просмотров: 357 | Блог » RSS