13.12.2019 17:22

Особенности письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития

Особенности письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития

Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г. Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от умственной отсталости.

Речь-ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком. Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей. От самой речи зависит и письмо. Раз речь развивается с отставаниями и имеет особенности, то и письменная речь тоже.

Письменная речь, очень важна для изучения нового материала и развития. Дети с задержкой и так отстают от сверстников. Проявляется ли это в письменной речи и, какие особенности проявляются.

Цель исследования: выявить особенностей письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития.

Гипотеза: предполагается, что у детей с задержкой психического развития намного хуже письменная речь, чем у детей с нормой.

Основными симптомами дисграфии являются специфические (т. е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.

Мы применили принцип поуровневого анализа специфических ошибок - для удобства их систематизации как в целях их детального исследования, так и в целях лучшей организации коррекционного воздействия. Это позволило выделить три группы специфических ошибок:
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки на уровне слова;
- ошибки на уровне предложения (словосочетания).
Исследование показало, что сильнее всего у детей с задержкой психического развития особенности письменной речи проявляются:
1) При письме словосочетаний под диктовку. Проверялось в первую очередь орфография;
2) В задание на согласование слов в числе;
3) В задании: «замени фонему», где исследовался уровень сформированности фонематической стороны речи.
На основании проведенного исследования было выявлено, что больше всего ошибок приходится на орфографию. На втором месте - согласование слов На третьем - нарушение звуко-слоговой структуры слова.

К. В. Фролова

Особенности письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития

Опубликовано 13.12.2019 17:22 | Просмотров: 24 | Блог » RSS