29.03.2020 12:02

Оценка состояния здоровья школьников 8-х и 11-х классов

Оценка состояния здоровья школьников 8-х и 11-х классов

Сохранение психического и физического здоровья школьников является основой для успешного обучения и считается одной из главных задач, стоящих перед родителями, учителями, врачами.

Цель нашей работы состояла в исследовании здоровья учащихся 8-х и 11-х классов - на пороге окончания неполной средней и средней школы.

При сопоставлении частоты обращения в поликлинику в гендерном аспекте 1-3 раза за последние три года ее посетили примерно одинаковое количество девочек и мальчиков, как 8-х, так и 11-х классов (в пределах 30%). Главный повод посещения поликлиники у них был также примерно одинаковый - заболевания (77,1-80,0%). В общей массе опрошенных гораздо большие различия отмечались в частоте посещений поликлиники при кратности посещения более 3 раз: так, мальчики 4-6 раз посещали поликлинику - 33,3%, тогда как у девочек эта частота составила 17%. По оценке других поводов посещения поликлиники оказалось, что с профилактической целью мальчики вообще не обращались, а девочки это делали в 17,1% случаев.

Интересные данные были получены при оценке осведомленности о своей группе здоровья учащихся 8 и 11 классов. Так, если о своем здоровье осведомлены были 83,3% 11-классников, то среди 8-классников их было почти в 2 раза меньше (46,2%).

Важным аспектом проведения периодических медицинских осмотров является получение рекомендаций по оздоровлению. По данным опроса, в целом 26% опрошенных подобных рекомендаций не получали. Девочки, хотя и незначительно, получали их больше, чем мальчики, эта разница составила 20%.

Известно, что уровень состояния здоровья обучающихся в целом в республике оставляет желать лучшего и удивляет то, что только каждый, примерно, третий состоит на диспансерном наблюдении.

При оценке полноты выполнения назначений врачей по результатам медицинских осмотров только половина опрошенных их выполняет. По этим данным можно судить об эффективности проведения этих осмотров.

При исследовании индекса массы тела школьников оказалось, что он в целом находится в пределах нормы (67,4%). При этом таких оценок у девочек было на 20% больше. Избыточная масса тела практически не встречалась и находилась в пределах от 2 до 6%. Озабоченность все-таки вызывает значительный процент обучающихся с недостаточной массой тела: от 26 до 40%. Личная оценка веса существенно отличается от тех результатов, которые были получены при исследовании. Одним из доказательств такой необъективности является факт: если при исследовании избыточная масса тела у девочек не была выявлена, то по личной их оценке на это указывает каждая четвертая.

Самооценка здоровья как «очень хорошая» оказалась у 13,3% мальчиков и 17,1% девочек; «достаточно хорошая» у 53,3% мальчиков и 40% девочек; «нормальная» у 26,7% мальчиков и 20% девочек; «удовлетворительная» у 6,7% мальчиков и 17,1% девочек; мальчики не отметили здоровье как «плохое», а девочки - 5,7%. Это находится в полном противоречии с данными объективной оценки (медицинские карты здравпункта).

При объективной оценке (по данным здравпункта) к I группе (абсолютно здоровые) отнесены 3,9%, учащиеся, имеющие физиологические отклонения - 59,3%, лица, имеющие хронические заболевания - 42,7%.

Кроме того, следует отметить, что при высокой самооценке здоровья 60% как мальчиков, так и девочек выражают озабоченность своим состоянием здоровья.

При высоком уровне нервно-психического напряжения, вызванного школьной перегрузкой, не исключающей стрессовых ситуаций, есть вероятность, что в ряде случаев у учащихся может повышаться артериальное давление. При опросе оказалось, что только 36% учащихся осведомлены о своем уровне артериального давления.

Такие показатели, как физическое развитие и физическая дееспособность являются прямыми показателями здоровья. При опросе 44% школьников осведомлены о своей физической дееспособности и меньше (40%) об уровне своего физического здоровья.
На низкий уровень объективности оценки своего здоровья указывают также и такие данные: 46% обучающихся периодически жалуются на головные боли, 22% на бессонницу.

Около половины опрошенных склонны связывать свое плохое самочувствие с состоянием внутришкольной среды.

Ряд вопросов касались работы детской поликлиники. Только 50% опрошенных удовлетворены консультациями педиатров по вопросам здорового образа жизни. Анализируя потребности консультаций по различным проблемам, обращают на себя внимание наиболее частые - психология общения, гигиена тела, организация режима труда и отдыха, самоконтроля, половое воспитание.

При высокой потребности получения консультаций специалистов поликлиники только 4% опрошенных воспользовались такой возможностью. Удовлетворены работой школьного здравпункта только половина опрошенных.

И. А. Курносов, И. И. Груенко

Оценка состояния здоровья школьников 8-х и 11-х классов

Опубликовано 29.03.2020 12:02 | Просмотров: 556 | Блог » RSS