19.02.2020 21:15
Оценка готовности учащихся 11 класса к социализации
Как известно, социализация - это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т. е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми особенно на этапе окончания школы.
Для исследования разработана специальная анкета и использованы стандартные методы оценки вегетативной и социальной адаптивности.
Выявлено, что только половина учащихся хорошо осведомлены об имеющихся профессиях и заинтересованы в их поиске. Средний процент информированности составляет 54,8%. Наиболее частыми источниками информации были названы беседы с родителями (90%), поиск информации в интернете (80%), книги о профессиях (30%). К сожалению, следует отметить, что такие важные источники по профориентации, как служба занятости и центр профориентации, использованы лишь на 20%. Примечательно, что и психологическая готовность к выбору профессии среди опрошенных, составила немногим более 50%.
Среди мероприятий по квалифицированному подходу выбора профессий 85% используют углубленное изучение предмета, 75% - дополнительные занятия. Среди прочих методов назывались выработка специальных навыков и профессиональное тестирование. 11-классники использовали и информацию рынка труда и занятости. Роль семьи в выборе профессии проявлялась у большинства опрошенных в форме совета родителей, работа в свободное от учебы время и помощь родителям на их работе.
Комплекс факторов окружающей среды начинает действовать на человеческий организм еще во внутриутробном периоде развития и продолжает оказывать свое влияние на протяжении всего онтогенеза.
Реакции адаптации имеют жизненно важное значение для организма подростка. Они касаются всех регулирующих систем - от высшей нервной деятельности до физико-химических превращений в тканях организма. Адаптивные приспособления имеют наследственную основу, они формируются с самого детства и поддерживаются в течение всей индивидуальной жизни человека. В конечном счете адаптация обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека в постоянно меняющихся условиях среды.
При смене обстановки и действии непривычных словий реакции адаптации проявляются прежде всего в изменениях высшей нервной деятельности. Центральная нервная система подростка обладает высокой восприимчивостью и пластичностью. У подростков новые условно-рефлекторные связи с внешней средой устанавливаются с минимальными затратами времени и энергии. В раннем возрасте формируется весь фундамент высшей нервной деятельности, на который далее происходит как бы надстройка приспособительных реакций к усиливающимся воздействиям среды. Аналогичными качествами характеризуются и другие физиологические системы детского организма, находящиеся в состоянии постоянного роста, развития и совершенствования. Детский организм потенциально имеет большие возможности приспособления к различным условиям. Только адаптация, начавшаяся в детском возрасте, представляется наиболее эффективной и устойчивой. Молодой организм, генетический аппарат которого более активен, в состоянии создать более мощный и разносторонний структурно-морфологический базис адаптации. На современном этапе исследования адаптации важно учитывать и эпигенетические аспекты.
Оценка адаптивности социальной и вегетативной устойчивости проводилась по специальной методике. Результаты оценки социальной адаптивности выглядят следующим образом: удовлетворительная - 15,4%, сниженная - 42,3% и повышенная - 42,3%. Таким образом, на этапе окончания школы можно констатировать снижение социальной адаптивности у значительного количества опрошенных.
Оценка вегетативной адаптивности показала, что она удовлетворительная только у 19,2%, сниженная у 19,3% и повышенная у 61,5% опрошенных.
Полученные материалы, на наш взгляд, должны заинтересовать руководство школы и, в первую очередь, классных руководителей. Однако следует учесть, что время проведения подобной работы практически упущено. Подростки, получившие низкие оценки по шкале социальной адаптивности, относятся к группе риска и нуждаются, как правило, в консультации и поддержке психолога и педагога, а также врача особенно при проведении профессионального консультирования, и по окончании школы подобные консультации следовало бы продолжать.
Д. О. Ташкевич, И. А. Николаева
Опубликовано 19.02.2020 21:15 | Просмотров: 621 | Блог » RSS |