20.09.2020 12:28

Нарушения памяти: причины и проявления. Часть 2

Нарушения памяти: причины и проявления. Часть 2

Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при определённых поражениях головного мозга. Выделяют следующие виды агнозий:
1. зрительные (при сохранении остроты зрения человек не способен узнавать предметы и изображения, представленные перед ним);
2. тактильные (невозможность (или существенное уменьшение) способности узнавать предметы на ощупь - астереогно- зия, нарушение способности узнавать части собственного тела - соматогнозия) [7].

Афазия - системное расстройство речевой деятельности. Афазии проявляются в нарушениях синтаксического, фонематического и морфологического компонентов речи, а также собственно понимания речи (при сохранности здоровья речевого аппарата, обеспечивающего ясное и членораздельное произношение). Другими словами, афазия - нарушение слуховой памяти, плохое запоминание имён существительных, забывание названий предметов [1, 7].

Апраксия - нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющихся следствием элементарных расстройств движений (парезов, параличей и т. п.), а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных ак¬тов. При этом форма апраксии, которая может развиться у боль-ного, зависит от локализации мозговых поражений [7].

Причины нарушений памяти могут быть разнообразны. В большинстве случаев патологии в этой сфере связывают с повреждениями головного мозга или какими-либо психическими заболеваниями. Кроме того, частой причиной ослабления памяти является процесс физиологического старения организма.

Наиболее частым расстройством памяти в детском и подростковом возрасте является дисмнезия, то есть сочетание ослабления способности запоминания с нарушением сохранения и воспроизведения материала. При этом подобного рода нарушения сложнее всего выделить у детей младшего школьного возраста, так как в этот период у них преобладает преимущественно образная, а не словесно-логическая память. Расстройства в этом случае наблюдаются в нарушении функции узнавания, что редко встречается у детей старшего возраста и у взрослых. Значительно чаще других патологий у детей встречаются конфабуляции - своего рода «воспоминания» о том, что никогда не происходило. Их отличительной особенностью является то, что они могут быть насыщены яркими, красочными особенностями и даже фантастическими деталями. У детей могут встречаться псевдогаллюцинаторные псевдовоспоминания, обычно также сочетающиеся с патологическими фантазиями и бредом воображения. Кроме того, в детском возрасте, особенно у детей до десяти лет, относительно часты иллюзии памяти, т. е. ошибки памяти, связанные с отсутствием четкого разграничения правды и вымысла [5]. Однако наиболее часто у детей встречаются нарушения памяти, связанные с гиповитаминозом и астеническими состояниями (в том числе, вызванными ОРВИ), неблагоприятным состояниям внутри значимых малых групп (семья, школьный класс). Подобные нарушения сочетаются с проблемами удержания внимания и отсутствием усидчивости [4].

Детерминанты снижения памяти у пожилых людей отличаются. Многочисленные экспериментально-психологические исследования согласуются с бытовыми наблюдениями в том, что лица пожилого возраста хуже усваивают новую информацию по сравнению с молодыми людьми. Связанные с возрастом трудности в мнестической сфере возникают обычно при оперировании большими объемами информации или при одновременной работе с несколькими источниками информации. На нарушения памяти различного рода жалуются от 50 % до 75 % пожилых людей.

Проявляются эти нарушения забывчивостью, постепенным ухудшением кратковременной памяти, а также комплексом расстройств, формирующихся при депрессии. Прогрессирующие нарушения памяти в пожилом возрасте приводят к более серьёзной патологии - старческой деменции, которая проявляется в практически полной утрате способности к запоминанию, а также невозможности осуществления обычной бытовой деятельности [3].

Нарушения памяти, как комплекс патологический состояний памяти является крайне обширным и недостаточно изученным. В виду этого проведено теоретическое исследование нарушений памяти, их причин и проявлений, с целью лучше разобраться в данном вопросе. Нарушения памяти рассмотрены в контексте современных психологических представлений.

Список использованной литературы
1. Агеева З. А. Лекции по общей психологии. Электронный ресурс. URL: http://psychological.ru/default.aspx?s=0&p=38&0a1= 288&0o1=0&0s1=0&0p1=6 (дата обращения: 22.05.2016).
2. Гейслер Е. В., Дроздов А. А. Психиатрия. М.: Эксмо, 2007.
3. Захаров В. В. Нарушения памяти у пожилых // Русский медицинский журнал. 2003. № 10 (102).
4. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста. СПб.: СпецЛит,
2001.
5. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985.
6. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеева И. И. Психиатрия. М.: МЕДпресс-информ, 2006.
7. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: словарь. М.: Политиздат, 1990.
8. Шкуренко Д. А. Общая и медицинская психология. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Корягина К. А.

Нарушения памяти: причины и проявления. Часть 2

Опубликовано 20.09.2020 12:28 | Просмотров: 400 | Блог » RSS