28.09.2021 12:52

Методика совершенствования техники плавания на основе упражнений, направленных на улучшение специализированных восприятий пловцов 9-10 лет

Методика совершенствования техники плавания на основе упражнений, направленных на улучшение специализированных восприятий пловцов 9-10 лет

Методика совершенствования техники плавания на основе упражнений, направленных на улучшение специализированных восприятий пловцов 9-10 лет на базовом этапе подготовки

В настоящее время, в связи с достижениями современной биомеханики и педагогики, все больше возникает необходимость пересмотра некоторых основополагающих моментов в методике обучения и совершенствования техники плавания.

Главным техническим условием передвижения в воде является умение создавать упор или силу тяги (умение чувствовать воду). Следовательно, методика обучения плаванию должна основываться на изучении этих движений.

В настоящее время основной упор в большинстве научных работ, посвященных начальному обучению плаванию, делается на использование опорных гребков, как средстве, позволяющем качественно освоить навык плавания, сократить сроки обучения и имеющем положительный перенос на освоение техники спортивных способов плавания и повышающем ее эффективность [1, 2, 3, 5, 6]. Однако все вышеизложенные исследования и методики посвящаются начальному обучению плаванию. Этап базовой подготовки, дальнейшее совершенствование техники плавания с помощью опорных гребков на этом этапе, остается малоизученным.

Цель нашего исследования разработать методику совершенствования техники плавания с использованием блока упражнений, направленного на улучшение специализированных восприятий пловцов, на базовом этапе подготовки с целью повышения эффективности учебного процесса.

Исходя их цели настоящего исследования, нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить возрастные особенности детей 9-10 лет;
2. Выявить виды специализированных восприятий, имеющие наибольший прирост у детей 9-10 лет;
3. Разработать комплекс средств и педагогических приемов направленного воздействия на характеристики техники плавания в процессе совершенствования техники плавания;
4. Экспериментально обосновать эффективность методики совершенствования техники плавания на основе опорного гребка.
В качестве основных методов исследования нами были использованы:

• Анализ научно-методической литературы;
• Анализ Интернет-ресурсов;
• Педагогический эксперимент.
Также мы планируем использовать в своем исследовании:

• Метод антропометрии - измерение тех показателей, которые необходимы для расчетных методов;
• Расчетные методы (измерение коэффициентов, определяющих уровень развития специализированных восприятий);
• Метод математической статистики.
Сбор материала проводится на базе бассейна РГУФКСМиТ. В исследовании принимают участие 59 детей 9-10 лет, занимающихся в СДЮСШОР «Юность Москвы» по водным видам спорта «СКИФЫ» на базовом этапе подготовки. Общее количество детей было разделено на 2 группы:

• Контрольная группа (20 мальчиков + 7 девочек);
• Экспериментальная (23 мальчика + 9 девочек).
Занятия в контрольной группе проводятся по программе для СДЮШОР [4]. Занятия в экспериментальной группе на протяжении 1 месяца (24 занятия), помимо общепринятых стандартных упражнений, включает в себя блок упражнений акцентированного воздействия на умение чувствовать воду:

• Стандартный гребок;
• Обратный стандартный гребок;
• Пропеллер;
• Плавание «по-собачьи» (с поднятой или опущенной головой).
Упражнения применяются как отдельным блоком, так и в сочетании с плаванием спортивными способами.

Общий объем упражнений, направленных на улучшение специализированных восприятий, в соответствии с литературными источниками, составляет 15-20 % (300-400 м) от тренировочного занятия.

На данном этапе эксперимент является неоконченным. Идет сбор фактического материала. Результаты будут изложены по его окончании и обработки полученных данных.

Литература

1. Биомеханические основы обучения плаванию: Учебное пособие / В.Т. Гринев, А.Е. Погребной, Ю.И. Костюк, Т.М. Звягинцева. - Краснодар, 1994. - 64 с.
2. Гринев, В. Т. Экспериментальное исследование эффективности гребка, методики оценки и совершенствование техники спортивного плавания : дис. ... канд. пед. наук. : 13.00.04 / Гринев Владимир Тимофеевич ; ГЦОЛИФК, Краснодарский ГИФК. - Краснодар, 1976. - 137 с.
3. Маряничева, Е. Г. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста на основе опорного гребка и двигательных представлений: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. / Маряничева Екатерина Геннадиевна . - Краснодар, 1997. - 156 с.
4. Плавание : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2004. - 216 с.
5. Погребной А.И. Экспериментальное обоснование эффективности методики обучению на основе опорного гребка / А.И. Погребкой, Е.Г. Маряничева // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Тр. НИИ проблем ФК и С КубГАФК. - Краснодар, 1999. - Т.2. - С. 11-15.
6. Семизоров Е.А. Методика обучения детей плаванию на основе опорного гребка / Е.А. Семизоров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2008. - №3. - С. 84-87.

Комкова М.Д.

Методика совершенствования техники плавания на основе упражнений, направленных на улучшение специализированных восприятий пловцов 9-10 лет

Опубликовано 28.09.2021 12:52 | Просмотров: 476 | Блог » RSS