14.04.2023 21:27

Математические задачи повышенной сложности: для некоторых или для всех? Часть 2

Математические задачи повышенной сложности: для некоторых или для всех? Часть 2

На педагогической практике в Университетском лицее города Петрозаводск мы провели беседу с одним из педагогов 3 класса и выяснили, что задачи повышенной сложности используются им иногда, причём в качестве домашнего задания, которое выполняется по желанию учеников.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации среди задач развития математического образования называет формирование у участников образовательных отношений установки «нет неспособных к математике детей» [2].

Исходя из этого, мы поставили цель апробировать задачи повышенной сложности со всеми учениками названного третьего класса. Нами были отобраны задачи данного вида, которые мы разбили на четыре группы. Последовательность рассмотрения задач зависела от уровня их сложности. Первая группа предназначена для отработки с обучающимися первого этапа процесса решения текстовых задач – анализ условия. Считается, что правильно понятый текст задачи – наполовину решенная задача, поэтому мы с обучающимися внимательно прочитывали текст задачи, разбирали непонятные слова, выделяли условие и требование, мысленно представляли описанный сюжет, устанавливали имеющиеся связи межу данными и искомыми величинами. Решая задачи второй группы, акцентировали внимание на возможных способах иллюстрации текста задачи и выборе той иллюстрации, которая наиболее оптимальна для решения конкретной задачи, то есть подсказывает способ поиска решения задачи (второй этап процесса решения задач). Третья группа использовалась для реализации всех этапов процесса решения задачи. Эта работа была самой длительной, так как мы не только анализировали текст и выполняли иллюстрацию, но также осуществляли поиск, запись и проверку решения задачи. Учащимся было трудно последовательно реализовывать все этапы, многие из них стремятся быстрее дать ответ, выполнить какие-то действия над данными в задаче числами, не задумываясь над значением получающихся числовых выражений. На уроках математики мы апробировали данный комплекс. Задачи были включены как на этапе устного счета, так и на этапе закрепления (обобщения) изученного материала.

Четвертая группа задач предназначена для контроля. Обучающимся была предложена задача для самостоятельного решения. Требовалось все шаги решения задачи отразить в тетради с тем, чтобы мы могли оценить, какие этапы процесса решения задачи обучающиеся осуществляют без затруднений, какие ошибки допускают в своих рассуждениях.

Проанализировав работу учащихся, мы увидели, что не все ученики полностью справились с задачей. Но наблюдая за работой, было замечено, что ученики выполняли работу по этапам, как и во время работы над комплексом задач. У кого-то возникали трудности в изображении задачи, у кого-то в самом решении. В одной из работ был неверный результат арифметического действия, из-за чего и не получился правильный ответ, однако все этапы осуществлены последовательно и верно. Трудности с задачей возникали, в основном, у учеников с низкой успеваемостью. Необходима более длительная, систематическая работа, которая, по нашему мнению, позволит более существенно повлиять на формирование у младших школьников общего умения решать текстовые задачи.

Мы считаем, что математические задачи повышенной сложности должны предлагаться для всех обучающихся. Этот вывод согласуется с основными направлениями реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, среди них для начального общего образования указано: «широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде)» [2].

Список литературы
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. No 373.
2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р.
3. Смирнова, С. И. Формирование общеучебных универсальных действий в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач / С. И. Смирнова / Герценовские чтения. Начальное образование. Том 3. Вып.1. Начальное образование: соответствие стандарту. – Санкт-Петербург: Издательство ВВМ, 2012. – С. 187–192.
4. Стойлова, Л. П. Основы начального курса математики: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. No 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.» / Л. П. Стойлова, А. М. Пышкало. – Москва : Просвещение, 1988. – 320 с.
5. Фридман, Л. М. Как научиться решать задачи: пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. / Л. М. Фридман. – Москва: Просвещение, 1984. – 175 с.
6. Гридина, В. А. Роль и место задач повышенной трудности в математическом образовании младших школьников [Электронный ресурс] / В. А. Гридина. // Евразийский научный журнал. – Электр. ст. – [Курск], 2015. – URL : http://journalpro.ru/articles/new-article5mKFrfpcce/?sphrase_id=11766. – (29.04.2018).

М. А. Нисконен

Математические задачи повышенной сложности: для некоторых или для всех? Часть 2

Опубликовано 14.04.2023 21:27 | Просмотров: 255 | Блог » RSS