21.09.2019 17:43

Малые города Нижегородского Поволжья в XIX веке глазами путешественников

Малые города Нижегородского Поволжья в XIX веке глазами путешественников

Нижегородское Поволжье - российский регион, интересный как своей географией, так и своей историей. Исследование охватывает малые города, которые сейчас имеют данный статус и расположены на территории Нижегородской области, поэтому здесь не рассматриваются ни Васильсурк, ни Воротынец, ни Макарьев. Авторами воспоминаний стали известные деятели своей эпохи. Выбор источников такого рода не случаен, поскольку обычно при описании городов историки используют статистические данные, пренебрегая путевыми очерками. Между тем, в записках путешественников можно обнаружить любопытные детали, не попадающие в поле зрения статистики.

Самый северный из рассматриваемых населённых пунктов - Городец - это древнейший из городов Нижегородского края. Он был основан в XII в., поэтому старше даже самого центра губернии, основанного в XIII-м. В Феодоровском монастыре, находящемся в черте Городца, в 1263 г. скончался Александр Невский. О той глубокой старине путешественникам XIX столетия напоминал только земляной вал, оставшийся от укрепления. Его остатки сохранились до сих пор.

В XIX в. Городец был небольшим поселением с несколькими церквами. Одним из главных занятий местных жителей была ковка якорей и колокольных языков. Особый промысел составляла выпечка пряников, некоторые из них были весом в пуд. К 1860-м гг. Городец стал уже городом с населением около семи с половиной тысяч человек, торговавшим рожью, железом и кожей. Кроме того, в ту пору он был крупным центром старообрядчества.

Солью-на-Городце называлась в старину Балахна - город, основанный матерью Ивана Грозного Еленой Глинской. В XIX в. здесь ещё добывали соль, хотя уже и не в тех масштабах, что раньше. Академик Арсеньев, посетивший Балахну в 1833 г., недоумевал по поводу существования здесь соляного промысла, в то время как в Нижнем Новгороде склады всегда были полны солью, а леса, который был в избытке в окрестностях Балахны, наоборот, не хватало. Уже через пять лет художники братья Чернецовы заметили, что соляной промысел постепенно исчезает: от прежних 30 осталось только 20 варниц, из которых функционировали лишь 12. Посетивший город в том же 1838 г. литератор Павел Сумароков упомянул о другом важном занятии балахнинцев - судостроении. При нём местные жители сооружали росшивы (речные суда), а в 1860-х гг. занимались постройкой пароходов и барок. Ещё одним делом горожан была торговля хлебом. Продукцию местных изразцовых заводов экспортировали через Кяхту в Китай.

Ниже Балахны по течению Волги расположено Лысково, находящееся напротив Макарьевского монастыря. Оно было описано многими путешественниками - больше, чем все остальные населённые пункты Нижегородской губернии такого типа. Это село профессор Казанского университета Карл Фукс назвал «складочным магазином Нижегородской губернии», а известный журналист Василий Немирович-Данченко - «разжиревшим кулаком и хозяином». Лысково находилось в непосредственной близости от знаменитой Макарьевской ярмарки, крупнейшей в Европе по своим оборотам. Этой близостью, до переноса ярмарки, успешно пользовался владелец Лыскова, который сделал переправу на противоположный берег своей монополией, предоставляя право на перевоз только избранным. Макарьевская ярмарка была переведена в Нижний Новгород после пожара, произошедшего 18 августа 1816 г. Её переезд не отразился на благосостоянии Лыскова, которое, судя по рассказам путешественников, не потеряло своё торговое значение на всём протяжении XIX в.: и в 1851-м, и в 1876-м, и 1890-х годах здесь также происходила торговля хлебом, обслуживалось до 700 судов в год.

Об Арзамасе удалось найти только два свидетельства - мемуариста Ивана Долгорукого и литератора Дмитрия Хвостова. Они посетили город в первой половине XIX столетия и писали лишь о внешнем его облике. Хвостов ограничился очень краткой записью: «Улицы в Арзамасе хорошо расположены; монастырей, церквей и каменных домов в нём довольно». Иван Михайлович был более многословным и восторженным: отмечая, как и Хвостов, правильность улиц, он добавил, что Арзамас лучше остальных уездных городов благодаря компактному расположению церквей и каменных зданий.

На этой же реке расположен небольшой город Лукоянов. О нём сохранилось только одно сообщение, автором которого явился словоохотливый Иван Долгорукий. По его словам, Лукоянов - «городок ничтожной», в котором «все домы деревянные и недалеко отстали от изб». Долгорукий не нашёл в нём никаких развлечений, кроме прогулок по улицам. Он отметил, что местные жители работают только утром, а остальное их время занимают «этикеты, чины, сплетни, пересуды, даже и драки».

Малые города Нижегородского Поволжья в XIX в. имели свой уклад и свои традиции. Население городов, расположенных на берегах Волги, жило за счёт торговли и ремёсел. Записки путешественников позволяют посмотреть на малые города Нижегородского Поволжья взглядом чужака, отмечающего такие детали, которые ускользали от восприятия местных жителей.

Литература
1. Богородицкая Н.А. Нижегородская ярмарка: словарь-справочник. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2010. - 124 с.
2. Города России: энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»; ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. - 559 с.
3. Путешественники. Нижний Новгород: издательство «Книги», 2009. - 736 с.

Лукоянова М. А.

Малые города Нижегородского Поволжья в XIX веке глазами путешественников

Опубликовано 21.09.2019 17:43 | Просмотров: 369 | Блог » RSS