22.10.2019 18:21

Конституционное (уставное) производство в субъектах Российской Федерации

Конституционное (уставное) производство в субъектах Российской Федерации

В силу относительной новизны российского конституционного судопроизводства оно в наибольшей степени обременено различными проблемами, специфическими лишь для данного способа осуществления судебной власти. Нагляднее всего это проявляется в деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, вынужденных осуществлять правосудие в условиях отсутствия в большинстве регионов страны органов конституционной судебной юрисдикции.

В литературе существует мнение о неразвитости и противоречивости установленной на федеральном уровне правовой основы, вследствие чего она якобы не способствует активности региональных властей по образованию собственных органов судебного конституционного контроля. Я считаю напротив, федеральные правовые нормы ясно, четко и недвусмысленно ориентируют субъекты федерации (при условии соблюдения принципа единства государственной власти в РФ) на реализацию ими конституционных полномочий по самостоятельному достраиванию системы собственных органов государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную посредством учреждения конституционного (уставного) суда.

Проблема отсутствия конституционного (уставного) суда в конкретном регионе относится в большей степени к сфере государственной правовой политики данного региона. Так как правовая основа для ее разрешения создана, необходимо лишь на уровне конкретного региона принять решение об образовании на территории конституционного (уставного) суда. Федеративное устройство России основано не только на ее государственной целостности и единстве государственной власти, но и на разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).

В обоснование необходимости создания конституционных (уставных) судов во всех субъектах Российской Федерации кроме требования по обеспечению равных возможностей по реализации права на судебную защиту можно сослаться также на принцип разделения властей, который при отсутствии в регионе органа конституционной судебной юрисдикции действует в усеченном виде, на требование соблюдения "чистоты" судопроизводства при проверке конституционности региональных и муниципальных нормативных актов, на особую роль конституционного судебного контроля для гармонизации властеотношений в системе законодательных и представительных органов публичной власти регионального и муниципального уровней.

Таким образом, основные проблемы регионального конституционного судопроизводства в настоящее время обусловлены отсутствием в большинстве субъектов Российской Федерации конституционных (уставных) судов. Это приводит к различиям в уровне судебной защиты основных прав и свобод граждан в зависимости от места их жительства, что противоречит ст. ст. 18, 19 и 46 Конституции РФ.

И. Э. Лошкин

Конституционное (уставное) производство в субъектах Российской Федерации

Опубликовано 22.10.2019 18:21 | Просмотров: 292 | Блог » RSS