28.11.2019 21:13

Художественное своеобразие и функции природных образов в рассказах А. Куприна

Художественное своеобразие и функции природных образов в рассказах А. Куприна

В исследовании подробно рассмотрена поэтика природных картин и образов в рассказах А. Куприна «Река жизни» (1906) и «Гранатовый браслет» (1911). Актуальность работы состоит в том, что природные образы в данных произведениях до сих пор не стали предметом специального анализа. Теоретической базой послужили труды В. Е. Хализева, М. Н. Эпштейна, А. Б. Есина и др.

Природные образы А. Куприн не редко использовал уже в названиях произведений («Черная молния», «Жидкое солнце»). Каждый природный образ несет в себе определенные функции: это изображение мира (пространства, времени), героя (психологический подтекст), создание определенного настроения у читателя.

В «Реке жизни», несмотря на то, что в название вынесена широко используемая в фольклоре и литературе образная параллель река-жизнь, отсутствуют развернутые описания природы. То, как растрачивают отведенное им время жизни хозяева и постояльцы гостиницы «Сербия» в рассказе, наталкивает на мысль, что большинству из них эта жизнь дана зря. Антитезой социально-бытовому и психологическому времени персонажей предстает природное время в рассказе - весна. Природные характеристики связаны, прежде всего, с одним героем - студентом. Это единственный персонаж, который мучительно остро переживает разлад мечты, идеалов и жизни среди остального «оподлившегося» контингента гостиницы, следствием чего стало его самоубийство. Его беду чует и реагирует на нее только дворовая собака, которая то лает, то воет за окном, предчувствуя смерть юноши. Основной функцией природных образов в «Реке жизни» являются передача трагизма ситуации и раскрытие психологии студента. Остальные герои, за исключением дочери хозяйки гостиницы, утратили связь с природой.

Напротив, рассказ «Гранатовый браслет», посвященный «величайшей тайне в мире» - любви, насыщен пейзажами и природными образами. Открывает произведение сложный динамичный пейзаж, включающий в себя огромное количеством природных явлений, таких как: свирепый ураган, и не прекращающийся дождь, и тяжелый туман, и вместе с тем ясные, солнечные и теплые дни, эволюционирующий от «бурного пейзажа» к «элегическому» (по М. Эпштейну). Картины южной природы на границе лета и осени выполняют несколько функций. Это и подготовка читателя к чему-то тревожному, трагическому и прекрасному. Одновременно природные образы несут в себе и дополнительную нагрузку: раскрывают характеры героев. В рассказе значительная роль отведена картинам моря, глубокого и всепоглощающего, обрыва, а также важны образы сада, леса, дерева. Природные образы, использованные в произведении, помогают понять глубину и противоречивость чувств и поступков главных героев, их внутреннюю борьбу, слабость и силу. Как, например, образная параллель сада-леса в характеристике сестер Веры и Ани, образы моря и мышей в развитии темы любви Желткова. Куприн, признанный мастер психологической прозы, а потому он включает в сюжет разные природные стихии, явления и образы, которые говорят не только о многогранности человека, но и великой тайне любви и жизни.

Природные образы играют важную роль в формировании смыслов в прозе Куприна и их нельзя оставлять без внимания.

М. Н. Кошелева

Художественное своеобразие и функции природных образов в рассказах А. Куприна

Опубликовано 28.11.2019 21:13 | Просмотров: 524 | Блог » RSS