21.07.2021 18:49

Использование лингвистической сказки в обучении русскому языку. Часть 2

Использование лингвистической сказки в обучении русскому языку. Часть 2

В нашей работе мы ставили цель рассмотреть особенности такой дидактической единицы, как ЛС, и разработать методические рекомендации по использованию лингвистических сказок в обучении орфографии в курсе русского языка (5 класс).

В ходе изучения обозначенной проблемы мы обнаружили значительное количество текстов ЛС, связанных с различными аспектами теории русского языка, в том числе и с примерами использования сказок на уроках, но при этом оказалось, что исследования, посвящённые научно-методической разработке понятия ЛС, фактически единичны. На данный момент нам известна лишь одна наиболее полная работа по исследуемой теме. Это диссертация Е. Н. Шеменевой об обучении студентов-филологов жанру ЛС [3].

Естественно, что при таком положении дел остается дискуссионным вопрос о дидактическом статусе этой единицы: границы данного понятия в методике размыты, а в имеющихся определениях сказка представляется не как дидактическое средство, а прежде всего, как речевой жанр. В частности, такое ее понимание находим у известного методиста Т. А. Ладыженской: «Лингвистическая сказка - речевой жанр, представляющий “своеобразный “симбиоз” поэзии и науки, эмоционального и рационального, созданный с целью воспитывающего обучения”» [2; 85].

В итоге нам так и не удалось найти четкого определения того, что же это - метод, приём или средство обучения. Мы предполагаем, что данное обстоятельство может объясняться тем, что в дидактическом отношении предметная сказка - это синкретичное явление. С одной стороны, она призвана стать иллюстрацией теоретических положений и в этом случае выступает как средство обучения, средство наглядности. С другой же, на основе сказочного текста может быть поставлен проблемный вопрос, проводиться работа по «переводу» сказочного сюжета на язык лингвистических понятий и отношений, может быть дано задание составить по аналогии собственную сказку и т. п. В этой ипостаси работа с ЛС выступает уже как приём или метод обучения.

Добавим, что в дидактике в целом нет также единого взгляда на вопрос об эффективности использования предметной сказки в обучении. Так, некоторые методисты выступают против его превращения в процесс развлечения, а другие, напротив, считают, что занимательность способствует развитию личностных проявлений ребёнка. Например, Е. Н. Шеменева считает, что ЛС принадлежит к числу именно таких методических приёмов, которые приносят пользу уроку и при этом не превращают его в развлечение. Однако, по словам исследовательницы, наибольший эффект от их использования наблюдается только в том случае, когда предусматривается работа со сказкой и продумана система заданий. В противном случае это средство действительно превращается лишь в украшение урока и не приносит ожидаемого результата.

Приведём примеры подобных вопросов и заданий:
• составить и заполнить таблицу;
• найти признаки сказки;
• выразительно прочитать сказку, объяснить её смысл;
• дополнить схему;
• дополнить цепочку слов, представленных в сказке, своими примерами;
• ответить на вопросы;
• дать названия героям сказки;
• придумать заголовок;
• сформулировать правило на основе прочитанной сказки;
• написать сочинение;
• пересказать сюжет;
• пересказать сказку по ролям;
• определить лексическое значение того или иного слова, используемого в сказке;
• сделать иллюстрацию;
• инсценировать текст и т. д. [1; 10-74]

Е. Е. Чугриева
Продолжение следует

Использование лингвистической сказки в обучении русскому языку. Часть 2

Опубликовано 21.07.2021 18:49 | Просмотров: 682 | Блог » RSS