22.07.2021 18:51
Использование лингвистической сказки в обучении русскому языку. Часть 1
В данной статье речь пойдет о лингвистической сказке (далее ЛС) и ее использовании на уроках русского языка. Необходимо отметить, что в методической литературе, посвященной этому вопросу, нет чёткого представления о статусе данной дидактической единицы. По своей сути ЛС является разновидностью предметной сказки, которая, в свою очередь, связана с известным фольклорным и литературным жанром, что можно увидеть на представленной схеме (рис. 1). Рис. 1 Классификация сказок.
Признаком ЛС как текста является традиционная сказочная структура, которая, как правило, включает в себя следующие элементы:
Присказку;
Зачин;
Сказочное действие (собственно повествование);
Концовку [3; 52].
Известно, что в качестве средства обучения ЛС используется достаточно давно. Одним из истоков педагогической, предметной сказки в отечественной дидактике, по мнению исследователей, является «Сказание о седми свободных мудростех», дошедшее до нас в рукописях XVI века и рассказывающее о семи науках, которым обучали в Средневековье. В «Сказании.» неизвестный автор одушевляет каждую из «мудростей» и посвящает им семь глав, в каждой из которых одна из «мудростей» красочно рассказывает о своих достоинствах, стремясь привлечь к себе внимание, заинтересовать юных читателей и вызвать у них восторженное преклонение перед знаниями. Так, например, Грамматика, «матерь и основа седми мудростей», называющая себя честной и блаженной наукой, призывает всех с прилежанием внимать ей, ибо приносит она пользу великую, будучи ключом «в руце», который «дверь разумения отверзает», доброе имя даёт, славу и почет дарует» [3; 10].
Несмотря на то что само «Сказание.» еще не является ЛС, в нем неизвестный автор открывает очень важный приём персонификации терминов, основная цель которого - сделать сообщение научных сведений более доступным для учащихся. Этот способ адаптации теоретических знаний, по сути, лежит в основе и современной ЛС.
Данная тема привлекла меня своей нетрадиционностью в подходе к обучению. Ведь для будущего учителя очень важно не зацикливаться на шаблонных методах и приёмах, а все время искать какие-то новые способы, средства, которые могли бы облегчить детям усвоение сложных теоретических понятий и категорий. Тем более, практика показывает, что лингвистическая теория тяжело усваивается детьми, в результате чего они быстро теряют интерес к обучению. Из-за большого количества абстрактного материала учащиеся, кроме того, быстро утомляются (это связано с особенностями детского возраста), их внимание из-за этого ослабевает. Для младших школьников в этом плане очень значимо использование в обучении элементов занимательности, игры, которое способствует активизации познавательной деятельности, создает положительную мотивацию к усвоению учебного материала, поддерживает интерес к учению.
Е. Е. Чугриева
Продолжение следует
Опубликовано 22.07.2021 18:51 | Просмотров: 664 | Блог » RSS |