22.11.2019 20:35

Интерактивные приемы на уроках иностранного языка

Интерактивные приемы на уроках иностранного языка

Понятие «интерактивные методы» в последнее время стало весьма популярным и широко используется в рамках изучения практически всех дисциплин на всех разных ступенях обучения.

Идеи активизации обучения высказывались учеными еще задолго до оформления педагогики в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам подобных идей можно отнести Пифагора, Демокрита, Сократа, Платона, Сенеку, чьи мысли и идеи в дальнейшем были развиты и усовершенствованы такими выдающимися теоретиками педагогической науки, как Я. А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегель, Дж. Дьюи. Из числа отечественных ученых, обращавшихся в своих трудах к проблеме активного обучения, можно выделить Б. Г. Ананьева, Н. А. Бердяева, Л. С. Выготского, Н. А. Добролюбова, А. Н. Леонтьева, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского.

Все они придерживались активной позиции в обучении и, следовательно, рассматривали ученика в качестве равноправного участника процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль, а не считали учащегося исключительно объектом педагогического воздействия.

Интерактивные методы - это определенный тип организации деятельности учащихся на уроке, предполагающий всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся посредством широкого, как правило, комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационноуправленческих средств, т. е. учащиеся получают их не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности.

Традиционно к интерактивным методам относят такие приемы как работа в парах или группах, обучающие игры, разминки, методы разрешения проблем («мозговой штурм», «дерево решений»), творческие задания, урок-дискуссию, использование общественных ресурсов (организация экскурсии, приглашение специалиста), кейс-метод и др.

В ходе педагогической практики нами были апробированы некоторые из перечисленных интерактивных методов обучения, а именно: обучающие игры различных типов, разминки, творческие задания (написание сочинения-фантазии, составление кроссворда с использованием новой лексики), урок-дискуссия, а также метод проектов.

Основной целью использования данных методов было выявление наиболее эффективного интерактивного метода обучения для средней ступени общеобразовательной школы.

Перед началом нашего опытно-экспериментального исследования мы провели диагностику (методом наблюдения) испытуемой группы учащихся по следующим критериям: полнота высказывания, грамматическая правильность высказывания, логичность высказывания, инициативность и активность на уроке, объем высказывания.

После использования на уроках различных интерактивных методов обучения была выявлена положительная динамика развития выделенных ранее критериев: более 80% учащихся группы проявляли интерес к предмету, что более чем на 10% превышает исходный показатель. Заметен прогресс в отношении полноты и объема высказываний учащихся, они старались строить полные предложения, используя при этом новые слова в рамках изучаемой темы. Стоит также отметить высокую степень владения учащимися (8 чел. из 13) новым грамматическим материалом, достигнутую с помощью неоднократного применения грамматической игры. В ходе использованной в течение нескольких уроков игры-разминки учащиеся прочно усвоили новые слова по теме «Jungen und Madchen».

Исходя из полученных практически и показанных наглядно результатов, можно сделать вывод о высокой степени эффективности применения интерактивных методов обучения на уроке немецкого языка на средней ступени общеобразовательной школы. Наиболее эффективными из использованных нами в ходе эксперимента методами оказались разминки, грамматическая игра, урок-дискуссия и метод проекта как логическое завершение изученной темы.

Е. А. Чиж

Интерактивные приемы на уроках иностранного языка

Опубликовано 22.11.2019 20:35 | Просмотров: 299 | Блог » RSS