11.12.2019 10:29

Формирование умений сотрудничества у старших дошкольников

Формирование умений сотрудничества у старших дошкольников

Необходимость освоения сотрудничества с дошкольного детства подчеркивается в работах Ш. А. Амона- швили, Г. М. Андреевой, Т. К. Ахаян, М. И. Лисиной, В. Г. Маралова, В. А. Ситарова др. В данных работах раскрывается деятельностный, гуманистический характер сотрудничества, его диалогическая структура. Освоение опыта сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе (Т. И. Бабаева, Е. Е. Кравцова, В. Г. Маралов, Е. В. Субботский и др.).

В связи с этим необходимым является поиск эффективных педагогических условий для развития сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в условиях детского сада.

Для выявления сформированности навыков сотрудничества были выбраны метод наблюдения, т. к. он позволяет оценить сформированность навыков в естественных условиях; выбрана методика «Сапожки в подарок» Т. И. Бабаевой, т. к. она дает возможность определить способность старших дошкольников вступать в сотрудничество, выявлять их умение согласовывать свои действия с действиями окружающих.

Результаты проведенного исследования говорят о том, что у детей данной группы навыки сотрудничества сформированы недостаточно. Следовательно, необходимо проведение комплекса образовательных ситуаций с целью формирования навыков сотрудничества.

Изучив научную литературу, мы выделили следующие педагогические условия, которые будут способствовать успешному формированию навыков сотрудничества у детей 5-6 лет:
- воспитателем выдвигаются задачи, требующие от детей совместного решения, и создается активный интерес к сотрудничеству старших дошкольников со сверстниками;
- предоставляется возможность последовательного освоения дошкольниками усложняющихся моделей сотрудничества в разных видах деятельности и свободу выбора модели сотрудничества со сверстниками при решении поставленных задач;
- педагогическое сопровождение развивается как диалоговое с учетом трудностей и достижений старших дошкольников в освоении опыта сотрудничества со сверстниками в образовательных ситуациях.

Комплекс образовательных ситуаций был разработан на основе принципа фундаментальности и прикладной направленности и состоит из 20 различных образовательных ситуаций, которые по содержанию близки и интересны детям старшего дошкольного возраста. В данный комплекс вошли: решение проблемных ситуаций, художественно-эстетическая деятельность, чтение художественной литературы.

Е. А. Карвонен

Формирование умений сотрудничества у старших дошкольников

Опубликовано 11.12.2019 10:29 | Просмотров: 39 | Блог » RSS