23.10.2019 23:11

Финансовая самостоятельность местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Финансовая самостоятельность местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Движение к финансовой самостоятельности местного самоуправления является ключевым направлением политики государства, так как на местном уровне предоставляются основные общественно значимые блага и услуги. Анализ изменений финансового состояния муниципальных образований после реформы местного самоуправления свидетельствует, что их финансовое положение и фискальная самостоятельность ухудшились по сравнению с состоянием до реформы. В настоящее время местные бюджеты несбалансированны, большинство является дефицитными, что негативно сказывается на их финансовой самостоятельности.

С 2005 г. перечень местных налогов сокращен с пяти до двух, были уменьшены и отменены нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов, в связи с чем были сокращены налоговые доходы местных бюджетов.

При общей тенденции к росту доходов местных бюджетов (в 2012 г. на 726,7 млрд. руб. больше, чем в 2008 г.), доля собственных доходов снижается (в 2012 г. на 6,4% меньше, чем в 2008 г.), а доля субвенций - растет. Высокой остается доля межбюджетных трансфертов: в 2012 г. 33,3% в общей сумме доходов. С учетом субвенций межбюджетные трансферты в 2012 г. составляли 61,8% доходов, то есть налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов составляют всего около трети доходов. Местные бюджеты, зависящие от межбюджетных трансфертов, теряют способность принимать и исполнять новые расходные обязательства, принимать решения об управлении доходной базой, то есть проводить самостоятельную бюджетную политику, и в большей степени исполняют обязательства, которые им передаются «сверху».

Основным бюджетообразующим налогом является НДФЛ (70,2% в налоговых доходах в 2012 г.), который местным налогом не является. Вместе с тем, доля местных налогов очень мала: в 2012 г. 13,3% приходилось на земельный налог, 1,7% на налог на имущество физических лиц. Перечень и объем местных налогов недостаточен для обеспечения самостоятельности местных бюджетов.

Для повышения финансовой самостоятельности необходимо увеличение доходной части местных бюджетов. Нужно расширять налоговые полномочия органов МСУ и проводить децентрализацию ресурсов путем передачи дополнительных источников доходов на муниципальный уровень. Например, придание транспортному налогу и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы, статуса местного налога, установление налога на недвижимость, увеличение норматива отчислений по НДФЛ. Доходная часть местных бюджетов должна быть приведена в соответствие с их расходными обязательствами.

В настоящее время существует необходимость в продолжении реформирования налогового и бюджетного законодательства с целью обеспечения самостоятельности и успешного развития местного самоуправления и общества в целом.

А. М. Рудникова

Финансовая самостоятельность местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Опубликовано 23.10.2019 23:11 | Просмотров: 343 | Блог » RSS