05.12.2023 00:13

Естественные монополии и их влияние на экономику России. Часть 2

Естественные монополии и их влияние на экономику России. Часть 2

Если рассматривать долю ОАО «РЖД» на рынке, то по данным на 2017 год на нее приходится 45,3 % грузооборота и 26,4 % пассажирооборота транспортной системы России. Эти показатели стабильны на протяжении нескольких лет.

Технология организации железнодорожных услуг является непростой задачей. В структуре доходов и расходов от услуг по перевозкам выделяются элементы, представляющие собой часть работ и затрат на предоставление инфраструктуры (в том числе вокзалов), локомотивной тяги, ремонт подвижного состава, обслуживание и подготовку к перевозкам подвижного состава, обслуживание клиентов, прочие виды работ, отнесенных к себестоимости перевозок.

В итоге выделяются три составляющие деятельности РЖД: вагонная, локомотивная, инфраструктурная. Все они связаны между собой. Поэтому основной задачей ОАО «РЖД» является нахождение разумного баланса между факторами производства, чтобы снижение нагрузки на субъекты и на пассажиров (через стоимость проезда) не ухудшило качество содержания инфраструктуры.

Стоит отметить, что для Российской Федерации очень важно эффективное сообщение между регионами, ведь страна занимает достаточно обширную территорию и железнодорожный транспорт является одним из основных транспортных средств передвижения населения. РЖД выступает в роли связующего звена между отдельными регионами. Железнодорожные перевозки также являются наиболее продуктивным способом транспортировки груза.

Однако чрезвычайно высокая зависимость грузоотправителей и пассажиров от услуг РЖД позволяет компании злоупотреблять своим положением. Наиболее часто это проявляется в завышении цен на предоставляемые услуги. График 1 – Прирост объемов и доходов в сфере грузовых перевозок в период с 2008 по 2016 год

На графике видно несоответствие темпов прироста выручки и объемов перевозок. Особенно это проявляется на сегменте пассажирских перевозок. Так с 2013 года темпы роста доходов в большей степени стали определяться ценовыми факторами. График 2 – Прирост объемов и доходов в сфере пассажирских перевозок в период с 2012 по 2016 год

Такое поведение компании не осталось незамеченным для Федеральной Антимонопольной службы. Так, например, РЖД и её дочерняя компания ОАО «ФГК» были признаны виновными в установлении и поддержании монопольно высокой цены на предоставление полувагонов в период с июля 2016 по март 2017 года. В результате нарушения ставки оперирования выросли с 400-500 руб. за вагон в сутки летом 2016 года до 1300 руб. и более за вагон в сутки в марте 2017 года. Несмотря на профицит вагонов в целом, действия ОАО «ФГК» привели к локальному дефициту вагонов в ряде регионов и отраслей, и, как следствие, к росту цен на предоставление полувагонов с июля 2016 года.

Таким образом, холдинг, безусловно, играет важную роль в функционировании экономики России. В своей деятельности он постоянно сталкивается с рядом проблем, которые требуют постепенного и поэтапного решения, из-за чего основной задачей государства становится поиск оптимальной хозяйственной политики. Уменьшение финансирования отрасли, высокий износ основных производственных фондов, снижение пропускной и перерабатывающей способности инфраструктуры - все это проблемы, искоренить которые можно только путем обдуманного реформирования.

Развитие конкурентной среды в вагонной и локомотивной составляющих может положительно сказаться на развитии всей отрасли, что улучшит качество обслуживания, и оптимизирует тарифы. Сегодня ситуация с тарифным регулированием отражает общую ситуацию в отрасли, где происходит переосмысление действующей рыночной модели. Как только будет сформулирована новая модель, станет ясно, каким образом будет меняться тарифное регулирование.

Список литературы
1. Грязнова, А. Г. Микроэкономика. Теория и российская практика / А. Г. Грязнова, А. Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2008 г. – 624с.
2. Дюбанов М. А. Реформирование естественных монополий: проблемы, состояние, перспективы развития (на примере железнодорожного транспорта) // Транспортное дело России. - 2009. - № 2. - С. 96.
3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.:
Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М.), 2002.– 572 с.

Е. И. Федорова

Естественные монополии и их влияние на экономику России. Часть 2

Опубликовано 05.12.2023 00:13 | Просмотров: 171 | Блог » RSS