05.12.2023 00:13
Естественные монополии и их влияние на экономику России. Часть 1
Аннотация. Автором анализируется функционирование естественных монополий в России на примере компании ОАО «РЖД». Показывается, что, несмотря на значительную роль ОАО «РЖД» для экономики России, данный сектор должен постоянно контролироваться государством, чтобы не допустить безосновательного роста тарифов и снижения качества обслуживания.
Ключевые слова: рынок, конкуренция, естественные монополии, ОАО «РЖД», регулирование тарифов, факторы производства, Министерство путей сообщения, Федеральная Антимонопольная Служба.
Общеизвестным фактом является то, что для эффективного функционирования рыночной экономики необходимо развитие конкурентного рынка, где каждый производитель самостоятельно отвечает за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности. Чтобы составить конкуренцию другим производителям, предприниматель сам разрабатывает эффективные способы максимизации прибыли и оптимизации общего уровня затрат, что в конечном итоге обеспечивает финансовую устойчивость предприятия. Однако даже в экономике рыночного типа возможно, а иногда даже необходимо развитие монополий. Это подкрепляется несколькими причинами. Во-первых, существуют отрасли, в которых создание и поддержание конкурентной среды является очень затратным. Во-вторых, в некоторых отраслях действуют барьеры, мешающие проникать на рынок. С этой точки зрения становится понятным существование в экономике естественных монополий.
Под естественными монополиями обычно понимают особое состояние товарного рынка, при котором долгосрочные средние издержки достигают минимума, когда одна фирма обслуживает рынок целиком, и товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены другими товарами, в связи с чем спрос на них в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [3; 225]. Одной из актуальных проблем является завышение цен естественными монополиями. Монополист обслуживает всех потребителей отрасли, отслеживает изменения продаж, и в деталях осведомлен о ценах, так как сам их устанавливает [1; 375]. Поэтому существует риск того, что цены будут неоправданно высокими. В связи с этим поднимается вопрос о целесообразности и реформировании естественных монополий.
Естественные монополии присутствуют в таких сферах как: транспортировка нефтепродуктов, газа и нефти по трубопроводам магистрального значения, услуги по обеспечению населения общедоступной почтовой и электрической связью, энергообеспечение и транспорт. Из известных в нашей стране можно отметить ПАО «Транснефть», ОАО «Ростелеком», ФГУП «Почта России», ООО «Газпром трансгаз» и ОАО «РЖД». О последней и пойдет речь.
Обратимся к истории ОАО «РЖД». В середине 1990-х годов рентабельность железнодорожных перевозок Министерства путей сообщения России упала до отрицательных значений. Внутренние ресурсы отрасли никак не могли решить проблему обновления фондов за счет собственных инвестиций, а механизм привлечения частных инвестиций отсутствовал.
Сочетание в лице МПС государственных и хозяйственных функций не давало создать условия для инвестирования в отрасль, а также сформировать эффективные механизмы регулирования. Отсутствие прямой связи между оплатой труда и конечным финансовым результатом деятельности привело к незаинтересованности работников в получении дополнительной прибыли. Поэтому любые усилия носили административный характер, не было возможности быстрого реагирования цен на конъюнктуру рынка.
В конечном итоге, в 2000 году, президентом России была одобрена идея реформы железнодорожного транспорта, согласно которой все хозяйственные функции на железной дороге должны быть переданы акционерному обществу со 100-процентным участием государства [2; 95]. Таким образом, 18 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации № 585 было создано ОАО «РЖД». 1 октября 2003 года РЖД приняло от МПС России функции управления железнодорожным транспортом. РЖД получило 987 предприятий (95 % по стоимости активов ведомства) из 2046, составлявших систему МПС. Технология перевозок, структура и иерархия управления железных дорог при передаче не изменились.
Е. И. Федорова
Продолжение следует
Опубликовано 05.12.2023 00:13 | Просмотров: 181 | Блог » RSS |