19.02.2020 20:48
Динамика оценки качества оказания медицинской помощи
Система медицинского обеспечения школьников требует скорейшей модернизации. К такому выводу пришли ведущие эксперты на заседании координационного совета Президиума Российской академии медицинских наук (РАМН) и Президиума Российской академии образования (РАО) «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи» в мае 2012 г. В стране сложилась общая негативная ситуация со здоровьем учащихся. С этими оценками согласуются положения изданных в последнее время приказов Минздрава Российской Федерации. Для того, чтобы эти приказы были эффективными необходим системный их анализ. Важно и знание оценки ситуации потребителями этой помощи - школьниками. Нами проанализирована оценка качества медицинских услуг учащимися девятых классов лицея. При этом представлены материалы за 2013 г. в сравнении с 2009 г.
Подавляющее большинство опрошенных - жители района Кукковки. Большинство опрошенных (83,0%) обращались к педиатрам по поводу различных заболеваний. Число опрошенных, которые обращались в поликлиники по вопросам здорового образа жизни, составило не многим более 30% и только 40% опрошенных были удовлетворены этими консультациями. Важно отметить, что как в 2009 г., так и в 2013 г. наиболее удобным местом получения этих консультаций учащиеся считают детскую поликлинику (соответственно, 62,0 и 58,0%). Большую роль в структуре медицинского обслуживания занимают периодические медицинские осмотры. При проведении этих осмотров врачами должно учитываться влияние школьных факторов на здоровье школьников. Следует отметить, что за исследуемый период несколько возрос процент школьников, которые считают, что они получили на этих осмотрах конкретные рекомендации (соответственно, 38,0 и 44,0%). Однако только 71% опрошенных отметили, что им удалось их выполнить. Значительное количество опрошенных от 76,0% в 2009 г. до 85,0% в 2013 г. ответили, что они не состоят на диспансерном наблюдении. В рейтинге заболеваний, по поводу которых школьники состоят на диспансерном учете, первые четыре места заняли сердечнососудистые заболевания, болезни желудочно-кишечного тракта, болезни органов зрения и эндокринной системы. Важным мотивом медицинской активности является понимание школьниками наличие отклонений своего здоровья.
При самооценке учащимися этого факта по данным 2013 г. 12% обследованных считают состояние здоровья «очень хорошее», 34% - «достаточно хорошее», 34% - «нормальное», 17% - «удовлетворительное» и только 3% - «плохое». В целом по сравнению с 2009 г. эти оценки выглядят более оптимистичными. Оценивая эти данные, следует подчеркнуть, что они далеко не объективны. Доказательством тому служат материалы периодических осмотров и соответственно распределение учащихся по группам здоровья. Подобные противоречия выявлены при анализе ответов учащихся на вопрос о том, беспокоит ли их состояние здоровья. 62% опрошенных ответили, что они испытывают беспокойство по поводу своего здоровья. Настораживающим моментом, выявленным при обследовании, является то, что учащиеся реже в 2013 г. по сравнению 2009 г. обсуждают проблемы со здоровьем с родителями (соответственно 59,0 и 19,5%), с классными руководителями (соответственно, 10,0 и 5,0%), со школьными медицинскими работниками (соответственно, 33,0 и 26,0%). В ходе исследования получено много и другой полезной информации для совместного обсуждения медицинскими работниками и школьниками. Такая конкретная потребность со стороны школьников выявлена в ходе исследования. Так, школьники хотели бы быть лучше осведомлены о современных методах оздоровительной работы, о медицинских аспектах выбора будущей профессии, методах самоконтроля за функциональным состоянием и о других не менее важных вопросах.
В. А. Тере, А. С. Полковский
Опубликовано 19.02.2020 20:48 | Просмотров: 461 | Блог » RSS |