10.02.2020 15:03
Авторская метафора в языке С. Д. Кржижановского
Среди существующих в языке средств выразительности одним из наиболее широко распространенных является метафора. В самом общем смысле ее понимают, как любой вид использования слов в переносном значении. Метафора в художественном тексте позволяет автору и читателю выйти за пределы обыденного восприятия реальности, создать новые ассоциативные связи между ее объектами. В результате читатель начинает по-иному воспринимать описываемую в произведении действительность, и этот эффект активно используют многие авторы при создании ирреального, «сдвинутого» мира.
Примером подобного употребления метафоры является язык С. Д. Кржижановского, русского писателя, расцвет творчества которого пришелся на 20-30 гг. XX в. Творческий метод Кржижановского, т. н. «экспериментальный реализм», предполагает создание оригинального языка, способного передать все особенности фантастического и иногда даже гротескного мира его произведений.
Цель нашего исследования - выявить набор метафор, обладающих наибольшей значимостью для описания универсума С. Кржижановского. Материалом послужил рассказ «Автобиография трупа», вошедший в сборник «Чем люди мертвы».
Интересно то, как Кржижановский описывает окружающее героев пространство и все, что его наполняет: «Он знал, что на столичной шахматнице не для всех фигур припасены клетки». Для обозначения Москвы Кржижановский использует метафору «столичная шахматница», подчеркивая жесткие правила, по которым живет большой город. А человек превращается в неодушевленный объект - шахматную фигуру, блуждающую по доске в поисках комнаты-клетки
Пространство города-шахматницы подчеркнуто враждебно герою. Находясь в процессе поисков жилплощади, он вынужден ночевать в чьей-то квартире и спать на стульях: «.к вечеру, откружив, как волк на бечевке, он лег на трех жестких стульях, сталкивавших его спинками на пол»;: «Встав с рассветом со своих стульев, тотчас же угрюмо разошедшихся по углам комнаты, Штамм извинился за беспокойство. и уныло зашагал по улицам. Москвы». В этих примерах мы наблюдаем метафорическое олицетворение предметов мебели - стульев, которые то пытаются столкнуть героя на пол, то угрюмо расходятся по углам. Им приписываются не только действия, характерные для человека, но и негативные эмоции, намерение навредить герою рассказа.
Довольно частотны в языке Кржижановского метафоры, в которых одушевленным объектам придаются качества неодушевленных: «Я точно знал часы, когда санитарные трамваи подвозят к лазаретам новые партии только что прибывшей. битой человечины». Как следует из контекста, метафора «битая человечина» используется для обозначения раненых, привезенных в госпиталь с полей сражений. Этим выражением автор низводит человека до уровня даже не предмета, а субстанции. Солдат, пострадавший на войне, приравнивается к забитому на скотобойне животному, мясу.
Приведенные нами примеры свидетельствуют: герой рассказа «Автобиография трупа» существует в «сдвинутом» мире, где люди превращаются в предметы, а вещи оживают и обретают способность влиять на жизнь человека. Во многом такой эффект достигается благодаря метафорам. Чаще всего Кржижановский использует метафорический перенос качеств одушевленного объекта на неодушевленный и наоборот, тем самым размывая грань между живым и неживым.
А. С. Крыжановская
Опубликовано 10.02.2020 15:03 | Просмотров: 566 | Блог » RSS |