30.10.2020 21:21

Актуальные вопросы организации профориентационной работы среди школьников

Актуальные вопросы организации профориентационной работы среди школьников

За последние два десятилетия накоплен определенный опыт профориентационной работы со школьниками. Тем не менее, проблема организации такой работы остается. В настоящее время в связи с экспериментом по предпрофильной и профильной подготовке школьников снова возник интерес к профориентационной работе [2; с.85]. Вместе с тем грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. Профориентационная работа должна быть интегральной частью всей учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе [1; с.61]. Профориентационная работа в школе сегодня должна считаться одним из самых важных направлений педагогической деятельности. От того, насколько грамотно и эффективно будет осуществлен выбор школьником направления своей будущей профессиональной деятельности, во многом будет зависеть их счастье и благополучие [3; с. 656].

В структуре факторов, определяющих характер развития и формирования личности подростков, значительная роль принадлежит воспитательной, профилактической работе со школьниками, наиболее значительной частью которой является профориентация как важная психогигиеническая составляющая, способствующая укреплению здоровья и социально¬психологической адаптации подростков. Известно, одним из важнейших мотивов учебной деятельности школьников является получение знаний с целью самоорганизации. Отсутствие же необходимых условий для самореализации может провоцировать негативные тенденции в развитии личности, отклонения в развитии и формировании психофизиологических функций.

Все отмеченные проблемы особенно актуализируются в 11 классе, когда школьники в сущности уже должны определиться с выбором будущей профессии, они делают упор на изучение тех предметов, которые потребуются им в последующем при поступлении в учебное заведение. Не всегда это психологически дается просто и у отдельных школьников может повышаться уровень тревожности. Эти вопросы и явились предметом нашего исследования.

Среди учащихся 11 класса было проведено анкетирование: оценили уровень профориентированности и уровень школьной тревожности. При оценке результатов исследования оказалось, что подавляющее большинство опрошенных знакомы с содержанием профессий своих родителей и знают о тех учебных заведениях, которые они оканчивали.86,0% школьников известна информация о тех учебных заведениях, которые выбрали для дальнейшей учебы их однокашники. Все опрошенные ответили, что знают о своих склонностях к изучению отдельных предметов. При этом 71% из них регулярно знакомятся с литературой о предполагаемой профессии. Подавляющее число опрошенных (90%) ответили, что они информированы об учебных заведениях нашего города.

Менее радужная картина при оценке конкретной профориентационной работы. Так оказалось, что только 24% школьников обращались в центры профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии, 34% школьников общались по этому поводу со своими учителями. Меньше половины выпускников (38%) на момент обследования были готовы к выбору будущей профессии. 5% опрошенных занимались в УПК по специальности, близкой к предполагаемому ее выбору. Только 14% опрошенных знают о профессиях, пользующихся большим спросом на рынке труда. При этом в центр занятости по этому поводу обратилось только 9% респондентов. Удручающий ответ был получен на вопрос о том, известны ли им возможности выбрать будущую специальность в соответствии со своими склонностями, таковых оказалось всего 9% опрошенных. Более половины опрошенных школьников (75%) связывают (ограничивают) выбор профессии с материальным положением. По-видимому, на таком фоне организации профориентационной работы и оказались результаты оценки школьной тревожности. Высокий уровень
школьной тревожности оказался в 76% случаев.
Список литературы
1. Кайсарова А.В., Иванова Ю.В. Профориентационная работа в общеобразовательной школе // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: Сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции. - Махачкала,2014. - С.61-63.
2. Пряжников Н.С. Основы организации и планирования профориентационной работы в школе // Психологическая наука и образование. - 2004. - №4. - С. 85-94.
3. Шатунова О.В., Фаляхов И.И. Профориентационная работа учителя технологии в современной школе // Научный альманах.- 2015. - №9 (11). - С.656-659.

Аннотация. Автором проведено исследование методом анкетирования среди старшеклассников одной из школ г. Петрозаводска. В результате выявлены недостатки в профориентационной работе: редкое проведение занятий на эту тему, низкая их эффективность. Большинство школьников связывают (ограничивают) выбор профессии с материальным положением. Выявлена связь уровня профориентированности и школьной тревожности.

Ключевые слова: профориентация, школьники, профориентационная работа, школьная тревожность.

И. А. Нагорнова

Актуальные вопросы организации профориентационной работы среди школьников

Опубликовано 30.10.2020 21:21 | Просмотров: 426 | Блог » RSS