22.10.2019 19:15

Административная ответственность за нарушение лесного законодательства в Российской Федерации

Административная ответственность за нарушение лесного законодательства в Российской Федерации

В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) за правонарушения в области охраны окружающей среды виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности в установленном законом порядке. Согласно ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации от 4.12.2006 № 200-ФЗ за нарушение закона, влекущее уничтожение, либо повреждение лесов, предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Административная ответственность за нарушение лесного законодательства наступает с 16 лет. В соответствии с КоАП РФ за нарушение лесного законодательства должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке за совершение нарушений законодательства об использовании и охране лесов, содержатся в главах 7 и 8 КоАП РФ. Для нас представляются наиболее важными нормы, закрепленные в главе 8 КоАП РФ. В указанной главе установлены административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Применение норм КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.25 КоАП РФ ставит вопросы правильной классификации правонарушения. В целях единообразия применения норм КоАП РФ судьями различных инстанций и должностными лицами необходимо разработать единый механизм привлечения к административной ответственности по ст. 8.25 КоАП РФ за нарушение правил использования лесов, правила классификации нарушений в области нарушения лесного законодательства. Особое внимание следует уделять и ст. 8.28 КоАП РФ, в которой речь идет о незаконной рубке, повреждении лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Основной вопрос заключается в том, как квалифицировать совершенное правонарушение - как административное или же как уголовно наказуемое деяние. В соответствии со ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ при незаконной рубке уголовная ответственность наступает при совершении указанного правонарушения в значительном размере, то есть с причинением ущерба свыше 5 тыс. руб.

Существует ряд проблем, связанных с составлением протокола об административном правонарушении и протокола о лесонарушении. Протокол об административном правонарушении составляется должностным лицом с учетом требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ. Основанием для возбуждения производства об административной ответственности является протокол о лесонарушении, лесном пожаре, составляемый должностным лицом. В соответствии с Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за лесонару- шения в лесах СССР, утвержденной Приказом Председателя Государственного комитета лесного хозяйства Совета Министров СССР от 26.03.1969 № 73 протокол должен содержать сведения о конкретном виде и объеме (размере) лесонарушения. Протокол о лесонарушении имеет весьма важное значение, ведь именно в нем зафиксирована степень причиненного вреда. Во многих случаях именно протокол о лесонарушении является причиной для возбуждения уголовного дела или административного производства. Стоит отметить, что данный документ корректнее было бы именовать «актом о лесонарушении». Также видится перспективным и принятие новой инструкции по составлению данного протокола.

Исследование выполнено в рамках реализации комплекса мероприятий Программы стратегического развития ПетрГУ на 2010-2016 гг.

Е. П. Исакова

Административная ответственность за нарушение лесного законодательства в Российской Федерации

Опубликовано 22.10.2019 19:15 | Просмотров: 460 | Блог » RSS