06.10.2019 22:05

Возрастные особенности психофизиологических характеристик легкоатлетов, имеющих различную спортивную результативность. Часть2

Возрастные особенности психофизиологических характеристик легкоатлетов, имеющих различную спортивную результативность. Часть2

У младших девочек в детском возрастном периоде наблюдается исключительно средне-слабый тип НС и вместе с тем наблюдается улучшение результатов на соревнованиях. Девочки подросткового возраста наряду со среднеслабым типом НС (70%) продемонстрировали также средний (10%), среднесильный (10%) и сильный (10%) типы. Однако по результативности в этой группе имеются спортсменки, ухудшающие свой результат (10%) и имеющие нестабильные результаты (30%), а также улучшающие (60%). Мальчики подросткового возраста, в отличие от девочек этого возраста показывают 37% слабый тип НС, 12,5% - средне-слабый тип НС, 37,5% - средний тип НС и 12,5% - сильный тип НС. При этом среди них 25% показывают результаты хуже тренировочных, 12,5% показывают нестабильные результаты на соревнованиях и 62,5% улучшают свой спортивный результат. При рассмотрении девочек юношеского возраста средне-слабого типа НС выявлено не было, в отличие от более младшего возраста, здесь уже преобладал средне-сильный тип НС (50%), а также средний (33,3%) и сильный (16,7%). Таким образом с возрастом у девочек наблюдается переход от преобладания средне-слабого типа НС к преобладанию средне-сильного. Что может быть следствием спортивного отбора, либо некоторой оптимизации свойств НС. У мальчиков наблюдается аналогичная тенденция: в юношеском возрасте они уже демонстрируют снижение слабого типа НС до 12,5% и увеличение сильного типа НС до 37,5%, а также среднесильный (12,5%), средний (12,5%) и средне-слабый (25%). Вместе с тем молодые люди демонстрируют улучшение спортивных результатов с возрастом: ухудшают результат только 12,5% легкоатлетов, нестабильные результаты показывают 25,5% спортсменов, воспроизводят свой результат 12,5% и улучшают 50 % легкоатлетов.

Рис. 3. А, Б, В - графики зависимости числа ошибок от скорости в 3-х буквенном тесте умственной работоспособности, Г - показатели общего количества ошибок за все 3 этапа в тесте умственной работоспособности, Д - время простой двигательной реакции.

У девочек наблюдается небольшое повышение общего количества ошибок по всем трем этапам теста в подростковом возрасте (среднее значение: 80,5) по сравнению с возрастом второго детства (среднее значение: 76,7). Далее они демонстрируют резкое снижение количества ошибок к юношескому возрасту (среднее значение: 57,3). У мальчиков также можно наблюдать некоторое снижение количества ошибок к юношескому возрасту, хотя и не такое значительное, как у девочек (с 65,8 до 61,2 по среднему значению). Интересно, что в подростковом возрасте девочки делают в среднем на 14,7 ошибок больше, чем мальчики. А в юношеском возрасте ситуация меняется, здесь мы видим, что мальчики догоняют и даже чуть превосходят девочек по числу ошибок: мальчики делают в среднем на 3,9 ошибок больше девочек.

Похожую тенденцию можно наблюдать и в отношении показателей времени простой двигательной реакции. У девочек к подростковому возрасту она немного увеличивается (с 274 мс. до 282 мс. в среднем), а затем резко падает в юношеском возрасте (до 248 мс. в среднем). При этом время простой двигательной реакции у мальчиков в подростковом периоде почти в 2 раза меньше, чем у девочек (247 мс. в среднем). В юношеском периоде показатели выравниваются и составляют у мальчиков 244 мс., у девочек - 248 мс.

В ходе данного исследования нами было выявлено, что девочки в среднем более тревожны, чем мальчики (рис.1 с), причем различия между ними увеличиваются от подросткового периода к юношескому. В подростковом периоде девочки превосходят мальчиков на 9,5%, а в юношеском периоде - на 15,6%.

Выводы
1. На основании проведенного исследования выявлены существенные возрастные и гендерные различия в психофизиологическом статусе легкоатлетов, имеющих различную спортивной результативность, которые выражаются в том, что у высоко результативных девочек-легкоатлеток с возрастом отмечается снижение средне-слабого типа высшей нервной деятельности и уменьшение уровня тревожности в тесте Тэйлора, в то время как у высоко результативных мальчиков-легкоатлетов такие различия более выражены и заключаются в резком снижении количества спортсменов со слабым типом и превалировании спортсменов сильного типа высшей нервной деятельности. Различия в снижении уровня тревожности у мальчиков выявляются достоверно меньше.
2. При анализе показателей простой двигательной реакции и данных теста на умственную работоспособность выявлено, что девушки имеют более низкие значения показателей данных тестов по сравнению с юношами. Данные значения сглаживаются с увеличением возраста спортсменов.

Иванова Т.С.

Возрастные особенности психофизиологических характеристик легкоатлетов, имеющих различную спортивную результативность. Часть2

Опубликовано 06.10.2019 22:05 | Просмотров: 339 | Блог » RSS