06.12.2020 19:39

Технология позиционного обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов педагогического колледжа. Ч.1

Технология позиционного обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов педагогического колледжа. Ч.1

Технология позиционного обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов педагогического колледжа на занятиях по литературе. Ч.1

В практике преподавания предметов гуманитарного цикла важное место занимают тексты. Работа с ними является неотъемлемой частью учебного процесса, особенно на занятиях по литературе.

Но сегодня мы наблюдаем довольно сложную ситуацию, когда чтение утрачивает свой исключительный статус в качестве интеллектуального занятия, а книга лишается своей позиции как источника знаний, мудрости и творческих идей.

Поэтому в практике преподавания литературы необходимо искать новые пути изложения материала, применять нестандартные методы, использовать активные и интерактивные педагогические технологии. Тем более что применение последних обязывает Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [1].

Целью данной статьи является обоснование целесообразности и возможности использования технологии позиционного обучения на уроках литературы в педагогическом колледже.

Для достижения поставленной цели нам было необходимо решить ряд задач:
1) на основе теоретического анализа литературы обосновать применимость технологии позиционного обучения на занятии по литературе;
2) выявить особенности технологии применительно к занятию по литературе;
3) разработать сценарий позиционного занятия;
4) апробировать технологию позиционного обучения на занятии по литературе;
5) оценить результативность проведенного занятия.

В работе мы применяли следующие методы: анализ литературных источников и источников из сети Интернет; анализ понятийно-терминологической системы; проектирование и оценка результативности.

Способы активного и интерактивного обученияотличаются от традиционных тем, что студент является не пассивным слушателем, а вовлекается в учебный процесс, становится его субъектом, внося свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями и способами деятельности [3].

В свою очередь, между собой данные способы разнятся тем, что интерактивные «ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения» [2: с. 3].

Рассматриваемая нами технология позиционного обучения относится к интерактивным способам проведения занятия.

Автором технологии позиционного обучения, возникшей в начале 1990-х гг., является доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса.

Анализируя образовательный процесс, Н. Е. Веракса обратил внимание на то, что в традиционном образовании преподаватель является носителем определённой информации, которую он передает студентам посредством аудиторных занятий, а студенты, в свою очередь, воспринимают эту информацию, слушая лекции или читая рекомендованную литературу. При ответе на вопросы студента волнует то, насколько полно он воспроизвёл ему данный материал, насколько точно он пересказал слова учителя.

Исходя из этого, Н. Е. Веракса сделал выводы о неэффективности обучения, где преподаватель и студент действуют как две «информационные системы, формально и несубъектно». В поисках средств решения данной проблемы и была создана технология позиционного обучения [1: с. 122].

Суть технологии состоит в том, что студенты знакомятся с содержанием определённого текста. Далее обучающиеся по своему желанию разделяются на группы, представляющие каждая одну позицию: «Тезис», «Понятие», «Схема», «Критик», «Апологет», «Символ», «Поэты», «Театр», «Рефлексия», «Эксперт», «Вопрос», «Практика», «Диалектик» (количество позиций определяется сложностью изучаемого текста и уровнем подготовки студентов), с точки зрения которой они и будут демонстрировать содержание изученного текста.

Среди этапов проведения занятия с использованием технологии позиционного обучения, можно выделить следующие:
1. Информационный (студент воспринимает информацию).
2. Смысловой (студент выбирает позицию, анализирует информацию с точки зрения данной позиции и разрабатывает способы и формы представления материала).
3. Демонстрационно-дискуссионный (студент представляет получившийся продукт аудитории).

О. С. Казаковцева
Продолжение следует

Технология позиционного обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов педагогического колледжа. Ч.1

Опубликовано 06.12.2020 19:39 | Просмотров: 474 | Блог » RSS