16.12.2020 16:53

Спор станковой картины с произведением монументально-декоративного искусства в архитектурном пространстве. Часть 2

Спор станковой картины с произведением монументально-декоративного искусства в архитектурном пространстве. Часть 2

В руках мастеров Возрождения были все инструменты для украшения новых архитектурных зданий, но в это время с развитием ренессансного искусства появляется «новая» станковая картина, построенная по законам центральной перспективы, которые создавали иллюзорность пространства в картине. [2] Эта иллюзорность являлась для художников и для зрителей чем-то новым и впечатляюще манящим совершенством.

Такой новый язык реалистического изображения в станковой картине существенно отличается от языка монументальной, стенной живописи. Сама картина, построенная по законам перспективы, с замкнутой, обрамленной композицией, становится предметом, который в итоге художники переносят на стены церковных интерьеров, что вступает в противоречие с архитектурным замыслом.

Реакцией на возникшее противоречие между архитектурой и «иллюзорной» живописью стало то, что архитекторы старались не пускать живопись в свои архитектурные постройки.

В архитектуре раннего Возрождения стена играла главную роль, которая являлась неприкосновенным элементом здания. Перед художниками-монументалистами стояла задача, несмотря на перспективно-пространственные искания в живописи, найти способы сохранения плоскости стены, где живописная композиция с соблюдением линейной перспективы не создаёт иллюзии проёма в стене, не «разрушает» её. [2]

В первой половине 15 века архитекторы и художники Ренессанса нашли способы разрешить гармонизацию сочетания изображения и архитектуры. Решением оказалось живописное стенное панно, построенное на принципах, отличающихся от принципов кватроченто. Оно представляло собой и живописную и архитектурную композицию и подчинялось ритмам архитектуры. Это панно поддерживает плоскость стены или потолка.

«Высокое Возрождение добилось величайших достижений в монументальной живописи, оно создавало такие шедевры, как «Тайная вечеря» Леонардо, ватиканские росписи Рафаэля, сикстинский потолок Микеланджело. Однако даже эти произведения могли быть осуществлены только ценою некоторых потерь. И хотя их творцам удалось избежать чистой иллюзорности, способной отвлечь внимание от архитектуры, всё же они отошли от той подкупающей правдивости художественного языка, которая была свойственна монументальной живописи кватроченто...» [2; 201].

Список литературы
1. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже. Прага: АРТИЯ, Ленинград: «Советский художник». 1965.
Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. М.: Искусство, 1970. 255 с.

Аннотация. В статье анализируется проблема включения станковой картины в архитектурное пространство. В ходе изучения этого вопроса определяется, каким требованиям должно отвечать настенное изображение, в частности станковая картина, для того, чтобы настенное изображение получило качество монументальности. Кроме этого выясняется, почему произведения изобразительного искусства относятся к примерам удачных решений соединения искусства и архитектуры чаще всего обладают качеством декоративности.

Ключевые слова: монументальное искусство; декоративное искусство; декоративность; монументально-декоративное искусство; монументальность; мозаика; витраж; настенное панно; гобелен (шпалера).

К. В. Казакова

Спор станковой картины с произведением монументально-декоративного искусства в архитектурном пространстве. Часть 2

Опубликовано 16.12.2020 16:53 | Просмотров: 506 | Блог » RSS