14.12.2019 14:31

Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями

Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминальная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества.

Многие издержки, упущения в воспитании являются следствием того, что нет должной системы в области индивидуальной работы, организации воспитательно-профилактического процесса с конкретными правонарушителями.

Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя исправительно-корректирующее воздействие в качестве одного из элементов, но не сводится только к нему. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбирать, профилактические методы, обеспечивающие:
- выработку нравственного сознания;
- формирование навыков и привычек позитивного поведения;
- воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям;
- социальное оздоровление микросреды.
Задачи комплексной целевой программы Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Магадана:
- диагностика и коррекция асоциального поведения подростков, направленная на позитивное изменение личности, снятие синдрома тревожности, агрессивности, негативных социальных установок. Выработка правового иммунитета;
- обучение подростков прогнозированию собственного поведения, способности правильного выбора группы общения, умению конструировать свое будущее;
- предоставление подросткам объективной информации о действии наркотических веществ на организм человека. Подвести подростка к осмыслению возможных проблем, связанных с наркотической и токсической зависимостью;
- обучение родителей искусству продуктивного стиля общения с детьми, основанного на доверии, понимании, взаимной ответственности. Оптимизация детско-родительских отношений;
- первичная профилактика правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление причин и условий, способствующих этому;
- психолого-педагогическая поддержка подростка через систему учреждений по месту жительства, мониторинг семей подростков, содержащихся в ЦВСНП;
- взаимодействие со средствами массовой информации с целью формирования общественного мнения, направленного на защиту прав детства, выявления жестокого обращения, суицидов, вовлечения в преступную деятельность детей и подростков.

Для достижения поставленных задач перевоспитания несовершеннолетнего важно составить психологический, социальный, моральный «портрет» данного ребенка с целью выявления, прежде всего, позитивных моментов в образе жизни данного подростка, их устойчивости, а также его потребностей, интересов, склонностей. Изучается прошлый опыт ребенка, конкретные криминогенные факторы среды, оценивается его готовность к восприятию оказываемого на него воспитательного воздействия и отношение к общественно полезным ценностям. Обращается внимание на возможности семьи в перевоспитании и исправлении поведения несовершеннолетнего. В то же время, если родители не в силах управлять стремлениями своего ребенка и допускают развитие у него чрезмерных претензий, появление элементов пренебрежения к нормам общественной жизни. То социальному педагогу необходимо оценить роль семьи в процессе перевоспитания: либо включить семью в процесс исправления поведения подростка, либо, если речь идет об устойчивых вредных влияниях внутри семьи, - об изъятии подростка из этой среды.

Зная отдельные поступки несовершеннолетнего, важно не допустить формирования антиобщественных взглядов, даже если на него уже было оказано какое-то неблагоприятное воздействие. Именно в этом случае своевременное положительное воздействие разнообразных индивидуальных общественных средств (с помощью родителей, друзей, учителей, воспитателей, путем перемены обстановки, окружающей человека, и т. д.) может устранить отрицательное влияние, заменив его социально положительной информацией.

Управление индивидуальным профилактическим воздействием должно быть нацелено на развитие общественно полезной активности, инициативы, самодеятельности личности, на осознание его необходимости, самосовершенствования, самовоспитания и осуществления практических действий в данном направлении. В этом случае управление содействует развитию подлинной свободы личности, ее относительной самостоятельности, способностей и дарований, повышению активности, обусловливающих ее позитивное отношение к учению, работе, коллективу, семье.

Для снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики необходимо как можно быстрее «вырвать» несовершеннолетнего из сцепления неблагоприятных факторов, «направить» на него меры воспитательно-профилактического характера, а в некоторых случаях уделить ему больше элементарного человеческого внимания, ограничить срок нахождения под отрицательным воздействием, помочь сформировать крепкие социальные связи позитивного характера. Для этого каждый социальный педагог проявляет настойчивость, терпение и доброжелательность по отношению к трудновоспитуемым детям, дает возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Ищет для этого дифференцированный и индивидуальный подходы.

Таким образом, система воспитательно-профилактических мероприятий значительно дополняется реально происходящим процессом, оказывающим на молодого правонарушителя определенное влияние.

М. А. Лазарева

Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями

Опубликовано 14.12.2019 14:31 | Просмотров: 19 | Блог » RSS