13.12.2019 17:21
Особенности предикативной лексики у детей с ОНР 3 уровня

На сегодняшний день детей с нарушениями речи становится все больше и больше, в частности с общим недоразвитием речи (ОНР). Учитывая то, что для полноценного овладения ребенком связной речью нужен богатый глагольный словарь, одним из основных направлений коррекции речи у детей с ОНР является работа по формированию глагольной лексики. Несмотря на большое количество трудов по формированию глагольной лексики у детей с ОНР III уровня, эта проблема остается актуальной. Специальных исследований, посвященных данной теме, недостаточно для того, чтобы считать ее исчерпанной. Актуальность данной работы так же определяется малой разработанностью способов оказания помощи детям с ОНР III уровня, имеющим нарушение глагольной лексики.
Целью нашего исследования явилось изучение нарушений глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, а также разработка программы для коррекции этих нарушений.
Следуя поставленной цели, мы провели обследование глагольной лексики детей с ОНР III уровня на базах МДОУ «Детский сад № 121» и дошкольных групп СОШ №7 в период с 24 февраля по 7 марта. В исследовании приняло участие 20 детей дошкольного возраста (10 с ОНР III уровня и 10 без нарушений речи). Средний возраст детей - 6 лет.
При обследовании словообразования и словоизменения глаголов, установлено, что дети допускают большое количество аграмматизмов при образовании новых для них грамматических категорий:
- не всегда могут подобрать близкое по значению слово-действие;
- допускают много ошибок при изменении слов по временам;
- часто не могут подобрать нужное слово-действие, даже если оно имеется в пассивном словаре;
- не могут подобрать слова с противоположным значением;
- не всегда правильно используют в речи приставочные глаголы;
- с трудом образовывают глаголы от других частей речи.
Дети с общим недоразвитием речи III уровня имеют лексико-грамматическое недоразвитие на уровне глагольной лексики. Такие дети нуждаются в специальном коррекционном обучении.
На основании результатов исследования глагольной лексики, мы решили разработать коррекционную программу для детей с ОНР III уровня.
Этапы коррекционно-логопедической работы по развитию глагольной лексики:
1 этап: Развитие пассивного и активного словаря
Закрепляются знания о значении слов-глаголов, уточнение понятий.
2 этап: Усвоение значений слов путем включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов), противопоставления (антонимов)
3 этап: Развитие словообразования
4 этап: Развитее умения использовать правильные формы глаголов в общении с окружающими
Цель программы - обогащение предикативного словаря, развитие навыка словоизменения, словообразования глаголов и правильного употребления их в речи.
Содержание занятий с детьми спланировано с учетом программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В.
С. В. Фадеева

Опубликовано 13.12.2019 17:21 | Просмотров: 343 | Блог » RSS |