28.10.2019 19:25

Олонецкая политическая ссылка польских ксёнзов во второй половине XIX в.

Олонецкая политическая ссылка польских ксёнзов во второй половине XIX в.

Как писал Освальд Шпенглер «с 1815 г. христианский священник будет все чаще становиться демократом, социалистом и партийным политиком», это означало, что в XIX в. все чаще во все потрясения «вмешивался рой рукоположенных аббатов, которые писали и говорили возмутительные вещи против монархии». Такая явная политическая активность ксёндзов, на наш взгляд, все-таки противоречила их, если так можно сказать, «специальности» и общественному положению.

В период Польского восстания, они вели себя, как имамы на Кавказе, но являясь при этом носителями европейской ментальности. Все-таки христианский священник обязан призывать свою паству к миру и покорности - такова христианская этика. Христианам не нужно стыдиться Крестовых походов или действий проповедника-радикала Томаса Мюнцера во время крестьянской войны в Германии 1524-1526 гг. Но все-таки все верующие должны понимать, что Евангелие нельзя делать политической программой для войн и народных восстаний, т. к. цель Священного Писания - обретение спасения, а не призыв к войне с несправедливым миром («Джихад»).

С другой стороны, ксёндзов можно понять, как граждан своей потерянной страны, как людей, живших под давлением чуждого им государства, как небезразличных к судьбе своего народа. Именно поэтому они и становились духовными лидерами восстания. Их уважал и любил простой народ, т.к. они не были господами, не служили в русской армии, как дворяне. Их аскетизм, необходимый для принятия духовного сана, их образованность, сострадание, понимание нужд населения вдохновляли людей и давали им надежду на светлое будущие и независимость Польши. Так польские священники втягивались в круговорот политических событий и становились духовными заложниками между христианской этикой и гражданским долгом.

Как пишет исследователь Д. В. Маслов: «священники были более чутки и к изменениям настроений в разных группах польского социума. По существу, включившись в движение национального сопротивления, они пошли не только против имперского государства, но и против законов о вероисповеданиях, ограничения прав католической церкви» и как тонко замечает О. И. Кулагин: «Особая политическая роль польского духовенства объяснялась его традиционной социальной активностью, а также более высокими, чем у польской шляхты, образовательным уровнем и политическим кругозором». Приведенные цитаты подтверждают все то, о чем велась речь в докладе.

С другой стороны, автор сборника «Музей истории МВД Карелии» задает риторический и провокационный вопрос: «Где же кандалы, о которых писали революционные мемуаристы XIX в.?». Да, действительно кандалов в олонецкий ссылки не было, но как уже было заявлено в нашем исследовании: отбытие наказания было бессрочным и без обязательного установления вины. Нет статьи - нет срока. На это еще накладывались моральные, духовные материальные лишения, помимо того, что отбыть в ссылке можно было и 20 и 19 лет и умереть, так и навернувшись на Родину.

Подводя итог в рассмотрении данной проблемы, мы бы хотели еще раз обратить вынимание на тот факт, что польские ксёндзы были особым ссылаемым контингентом для властей, поэтому изучение данной темы так важно как для Польши, так и для Карелии.

На данный момент наше исследование не завершено. Еще есть нерассмотренные источники в архиве, еще не наведены контакты с местным польско-католическим приходом, пока не рассмотрена зарубежная историография. Тем не менее, даже те немногочисленные данные, которые нам удалось собрать и систематизировать, дают возможность объективно судить о том, как проходила ссылка польских священников в Олонецкой губернии.

Изучая архивные дела, мы как бы заглянули за завесу веков и увидел этих людей, их непростое положение и отношения с властью, с местным населением и друг с другом. Скажем откровенно, мы разочаровались в них, более того, мы надеемся, что однажды кто-либо из родственников и потомков однажды узнает о судьбе ксёндзах, благодаря, нашей научной деятельности, мы будем только рад этому, т.к. любое исследование ищет своего читателя.

И как бы не было горестно, но все-таки нам приятно, что наш край стал невольно сопричастен к Польскому восстанию 1862-1863 гг. Благодаря сохранившимся источникам, мы имеем уникальное наследие, которое нужно поднимать на поверхность из подвалов архивов и дальше, чтобы знать и помнить о судьбах тех, кто когда-то жил здесь пусть и подневольно.

Нам приятно, что в нашем городе и ныне стоит действующий и живой памятник этой непростой и далекой от нас борьбы. Теперь, каждый раз проходя мимо кирпичной базилики на ул. Ленина, мы каждый раз думаем о тех, кто боролся и страдал за свою веру.

Р. О. Александров

Олонецкая политическая ссылка польских ксёнзов во второй половине XIX в.

Опубликовано 28.10.2019 19:25 | Просмотров: 302 | Блог » RSS