23.09.2019 20:38

Олимпийский туризм в контексте игр олимпиад

Олимпийский туризм в контексте игр олимпиад

Являясь вершиной мировых спортивных достижений и одним из крупнейших спортивных событий, Игры Олимпиады создают широкие возможности для развития экономики страны, организующей Игры, в том числе индустрии рекреации и туризма. Несмотря на это, туризму до недавнего времени не уделялось достаточного внимания в рамках исследования наследия Олимпийских игр. В частности, в России опыт олимпийского туризма практически не исследован.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить тенденции развития въездного туризма в контексте Игр Олимпиад в конце XX-начале XXI века.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- определить влияние Игр Олимпиады на развитие туристской индустрии страны-организатора;
- выявить роль и основные принципы планирования развития въездного туризма в контексте Игр Олимпиад.

Источниковую базу исследования составили материалы по проблемам олимпийского туризма, а также отчеты организационных комитетов Игр Олимпиад, проходивших в конце XX-начале XXI века.

Методологическую основу данного исследования составили теоретиче¬ский анализ и обобщение, анализ документов.

В рамках исследования были проанализированы Игры Олимпиад, начиная с Игр XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе и заканчивая предстоящими Играми XXX Олимпиады в Лондоне.
Данные исследования показывают, что проведение Игр Олимпиад способствует укреплению позиций страны на международном туристском рынке, но лишь при условии разработки стратегии развития туризма. Согласно общепринятой трактовке, относящейся к планированию развития туризма и апробированной в ряде исследований, при разработке стратегий развития туризма выделяют предолимпийский, олимпийский и постолимпийский периоды.

Влияние Игр Олимпиад на туристскую индустрию страны-организатора можно оценивать в краткосрочной перспективе, включающей в себя туристскую активность в течение туристского сезона, на который приходятся Игры, и в долгосрочной перспективе, подразумевающей многолетнее изменение туристских потоков в связи с проведением Игр Олимпиад.

С учетом проанализированной нами литературы по вопросам планирования развития туризма, было выявлено, что первым опытом серьезного планирования развития туристской индустрии в рамках Игр Олимпиады могут считаться Игры XXV Олимпиады в Барселоне, при подготовке которых был разработан двухфазный план развития туристских стратегий, включающий в себя пред- игровой и пост-игровой периоды.

Предолимпийский период
Основной задачей на предолимпийском этапе развития туризма является увеличение информированности международной аудитории о стране проведения Игр и повышение узнаваемости города и страны проведения будущих Игр. Основным инструментом для решения этой задачи является организация четкой работы со средствами массовой информации. К примеру, перед проведением Игр XVII и XVIII Олимпиад в Сиднее и Афинах, соответственно, организаторами были созданы несколько мини-фильмов, распространенных среди представителей международных СМИ и рассказывающих о различных аспектах жизни страны будущих Игр, в том числе о ее туристских достопримечательностях.

Нередко средства массовой информации уделяют внимание тренировкам своих национальных команд, проходящим на территории страны-организатора Игр. Таким образом, факт расположения тренировочных площадок за пределами Олимпийской столицы дает средствам массовой информации возможность обратить внимание на другие города. Подобная стратегия привлечения внимания средств массовой информации использовалась во время организации Игр XXVIII Олимпиады в Афинах и планируется к использованию в преддверии Игр XXX Олимпиады в Лондоне.

Также в предолимпийский период необходимо расширить сотрудничество местных рецептивных туроператоров с национальными инициативными туроператорами, которые выбраны национальными олимпийскими комитетами для организации поездок на Игры Олимпиад. Подобный национальный туроператор может не иметь достаточного опыта работы в данной стране, и поддержка местного туроператора позволит ему сформировать более разнообразные туры и туристские маршруты, не ограниченные спортивными событиями.

Олимпийский период
Еще одним средством рекламы достопримечательностей страны, проводящей Игры, может стать подробное освещение маршрута эстафеты Олимпийского огня, включающего в себя объекты наибольшего туристского интереса. Примерами могут служить погружение Олимпийского огня под воду у Большого Барьерного рифа перед Играми в Сиднее или организация части эстафеты на Большой Китайской стене перед Играми в Пекине.

Непосредственно во время проведения Игр Олимпиады внимание средств массовой информации, в основном, сосредоточено на спортивных событиях, поэтому важно обеспечивать их дополнительной информацией, дающей общее представление о стране. Особое внимание следует уделять представителям неаккредитованных средств массовой информации, которые, не имея доступа на места проведения соревнований, могут работать в специально организованных пресс-центрах, оснащенных современной медийной техникой. Опыт Игр XXVI Олимпиады в Атланте показывает, что отсутствие организованной работы с неаккредитованной прессой может подвигнуть журналистов к написанию негативных отзывов, как об организации игр, так и о городе в целом.

Интересы туристов, прибывающих на Игры Олимпиады, как правило, сосредоточены на посещении спортивных мероприятий, примером чего могут служить Игры Олимпиад, прошедшие в Лос-Анджелесе (1984), Сеуле (1988) и Атланте (1996), где внимание туристов было в основном сосредоточено организаторами на местах проведения соревнований. Однако для повышения туристского интереса к стране в целом целесообразно расширить список посещаемых туристских объектов, не ограничиваясь спортивными аренами.

Еще одним важным аспектом развития туризма являются сотрудничество топ-партнеров Международного олимпийского комитета и представителей местной туристской индустрии. Топ-партнерам выгодно использовать те устоявшиеся образы, которые традиционно ассоциируются с данной дестинацией, в то время как местным маркетологам целесообразно использовать маркетинговые возможности топ-партнеров Международного олимпийского комитета для акцентирования связи дестинации с Олимпийским движением.

Постолимпийский период
В период, следующий за проведением Игр Олимпиады, важно закрепление позиций олимпийской столицы и страны в целом на международном туристском рынке и сохранение положительных тенденций (возросшей узнаваемости дестинации и заинтересованности в ней), вызванных прошедшими Играми.

Для продления эффекта туристского бума, созданного Играми Олимпиады, представителям туриндустрии страны-организаторы необходимо поддерживать отношения с туроператорами и турагентами, давно работающими на данном туристском рынке. В то же время нужно осуществлять сотрудничество с новыми турагентами, вышедшими на рынок в предолимпийский и олимпийский периоды, с целью создания долговременных партнерских отношений. В противном случае существует риск потери возросшего туристского потока въездного туризма, как это произошло после Игр XXIV Олимпиады в Сеуле, где наблюдался лишь небольшой подъем внутреннего туризма, в то время как связи местной туристкой индустрии с прибывшими на рынок турагентами и туроператорами были утеряны.

Необходимо проведение масштабных маркетинговых исследований для выявления эффекта, оказанного Играми на туристский имидж страны.

Следующим шагом становится разработка и проведение дополнительных маркетинговых мероприятий, включающих в себя рекламные кампании, PR- акции и работу с крупными иностранными туроператорами и турагентами. Ярким примером подобного подхода может служить Барселона, после Игр Олимпиады 1992 года ставшая самым посещаемым туристами нестоличным городом Европы. Также грамотное позиционирование бренда страны и города на международном туристском рынке позволило до и во время проведения Игр XXVII Олимпиады позволило Австралии выйти из кризиса туристской индустрии.

Выводы
Туристское наследие Игр Олимпиады – многогранное и разноплановое явление. На туристскую индустрию страны оно оказывает как традиционное краткосрочное, так и, при условии грамотного планирования, долгосрочное влияние. Оно предполагает посещение олимпийской столицы и страны- организатора как до, так и после Игр.

Туристское наследие способствует развитию не только города, в котором проводились Игры, но также региона и страны в целом. Поэтому организаторы Игр Олимпиады должны строить свою деятельность на основе четко спланированной стратегии развития туризма.

Литература
1) Brown G. Sydney 2000: an invitation to the World. - Olympic Review,
2001, №37.- 15-20 с.
2) Duran P. The Impact of the Olympic Games on Tourism. - Barcelona: Centre d’Estudis OHmpics UAB. - 2002
3) Payne M. Olympic Turnabout: How the Olympic Games Stepped Back from the Brink of Extinction to Become the World’s Best Known Brand. - Praeger Publishers, 2006. - 356 с
4) Poulios P.C. The 2004 Athens Olympics: A Cost-Benefit Analysis. - Entertainment & Sports Leisure, 2006, №24 (1). - 18-31 с.
5) Weed M. Olympic Tourism. - Elsevier Ltd., 2008. - 256 с.

Никифорова А.Ю.

Олимпийский туризм в контексте игр олимпиад

Опубликовано 23.09.2019 20:38 | Просмотров: 1450 | Блог » RSS