20.08.2019 12:34

Мелодизация текста и ее особенности на примере поэзии Ильи Кормильцева. Часть 2

Мелодизация текста и ее особенности на примере поэзии Ильи Кормильцева. Часть 2

МЕЛОДИЗАЦИЯ - это придание стихотворному тексту музыкального звучания и организованности, ритмичности и эмоциональной окрашенности. Мелодизация имеет ряд типологических черт, которые представлены на примерах современных поэтических текстов. Мелодизация и ее особенности более четко видны в стихах современных авторов. Мелодизация создает в стихах особую атмосферу, открывает перед читателем мир замысла художника. Именно благодаря мелодизации в сознании читателя может родиться музыкальное сопровождение текста. И музыка, как и мелодия для каждого будет своя.

В качестве примера были выбраны стихи уральского поэта Ильи Валерьевича Кормильцева (2003-2007) - российский поэт, музыкальный и литературный критик, главный редактор издательства «Ультра.Культура» Основной автор текстов песен группы «Наутилус Помпилиус».

1) Повтор созвучных фраз.
Система фразовых повторов может быть как привязанной к определенной позиции (например, рифма на концах стихотворных строк), так и не имеющей характерного распределения позиций в тексте, однако и в том, и в другом случае она ориентируется на так называемую звуковую память слова [4], то есть его способность вызывать в памяти и притягивать к себе в тексте близкие по звучанию (близкозвучные) слова.
Ты снимаешь вечернее платье стоя лицом к стене,
И я вижу свежие шрамы на гладкой как бархат спине,
Мне хочется плакать от боли или забыться во сне,
Где твои крылья которые так нравились мне?
Где, твои крылья, которые нравились мне?
Где, твои крылья, которые нравились мне?
«Крылья»

Ритм художественных образов в этом фрагменте создается несколькими звуковыми рядами, которые образуются в тексте за счет концентрации повторов. («Где, твои крылья, которые нравились мне?//Где, твои крылья, которые нравились мне?)

2) В стихотворном тексте оказывается много других созвучий, которые образуются упорядоченным повторением гласных и согласных в разных комбинациях.
Я лежу в темноте Слушая наше дыхание Я слушаю наше дыхание Я раньше и не думал что у нас На двоих одно лишь Дыхание
«Дыхание»

Звуковая организация, или инструментовка текста, может выполнять разные функции: она может быть ориентирована на звукопись - соответствие фонетического состава фразы изображенной картине (одна из форм звукописи - это звукоподражание, т.е. натуралистическое воспроизведение звучания), либо иметь более сложное семантическое задание, направленное на создание некоторого внутреннего звукового образа. Так же можно заметить звукопись, звукоподражание. Повтор глухих, шипящих согласных звуков, которые изображают выдох воздуха, которого так не хватает (СлуШая наШе дыХание//Я слуШаю наШе дыХание).

Е. Лубошникова
Продолжение следует

Мелодизация текста и ее особенности на примере поэзии Ильи Кормильцева. Часть 2

Опубликовано 20.08.2019 12:34 | Просмотров: 578 | Блог » RSS