20.08.2019 12:36

Мелодизация текста и ее особенности на примере поэзии Ильи Кормильцева. Часть 1

Мелодизация текста и ее особенности на примере поэзии Ильи Кормильцева. Часть 1

В. Г. Белинский говорил: «Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой».[2, с. 135] Эти слова дополняют простую мысль: музыкальные сопоставления эстетически оправданы потому, что музыка - душа поэзии. Музыка проясняет и открывает ее. Делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Сила музыки в эмоциональном аспекте - творческая воля, пробуждающая людей создавать звучание и оформлять их как свое мировоззрение. Это единство музыки и поэзии связано с тем, что в жизни огромную роль играет слуховое восприятие мира и его отражение в «звукообразах».

Мелодия - (греч. муз.) последовательность тонов, вызывающая в слушателе впечатление художественного произведения, это впечатление обусловливается:
1) Ритмическим построением мелодии (по структуре ее во времени);
2) Гармоническим построением мелодии (т.е. созвучное расположение нот в музыкальном произведение;
3) Динамическим построением мелодии (т.е. в силе звука) изменение тонов в связи с теми чувствами, которые мелодия предполагает выразить [3, с. 368].

По мнению М. Харлапа: «Поэзия и музыка обусловлены их тесной связью к временным (динамическим) искусствам и звуковой основой материала литературы - речи. Речевые звуки, как и музыкальные, различаются по силе, высоте, длительности и тембру. Речи свойственны ритм и мелодика, хотя она отличается от музыкальной мелодики отсутствием определенных интервалов, образующих музыкальный лад. Ранее возникновению музыкальной ладовой организации, могла предшествовать историческая стадия, на которой речевая и музыкальная мелодии не имели особых отличий. Ритмико-интонационная сторона речи старше ее языковой стороны, и ранние формы звукового выражения (крик, лепет) могут в одинаковой мере считаться зачатками и речи, и пения. Родство ритмикоинтонационные сферы в музыке и речи является основой их соединения в вокальной музыке и в первую очередь в характерном для фольклора и ранних стадий профессионального искусства синкретизма, которому поэзия обязана стихотворной формой. В народном творчестве стихи - это песня (то, что поется), а проза - сказка (то, что сказывается)» [7, с. 104].

Проза и стихи отличаются, в первую очередь, своей ритмической организованностью, определенным чередованием акцентированных и неакцентированных, сильных и слабых долей в музыке. Огромное значение придается звучности стиха, зависящей от подбора различных гласных и согласных, к окраске звонкой и приглушенной. Большую роль играет интонация - мелодика речи, отражающая чувства, настроение. В соединении «мелодии» стиха и его ритма, интонация речи может быть выражена при помощи ее звуковой стороны, обладающей силой эмоционального воздействия.

Существенные отличия поэзии от прозы не могут быть найдены, если не учитывать «музыкальность» поэзии, ее звуковую выразительность, то есть весь комплекс черт, которые роднят ее с музыкой и которых не знает проза. Музыкальное начало сильно в поэзии, для которого программным было требование П. Верлена - «музыка прежде всего» [4] - тяготение к музыке. Стремление выразить неуловимые эмоциональные оттенки, «без слов душе сказаться» (А. Фет) [1], значение слов дополнить «значением звуков» (М. Лермонтов) [5, с.78].

Мелодия существует в поэтическом произведении и поэтому мы предлагаем ввести термин «мелодизация», для обозначения того, как музыкальность проявляет себя в тексте.

Е. Лубошникова
Продолжение следует

Мелодизация текста и ее особенности на примере поэзии Ильи Кормильцева. Часть 1

Опубликовано 20.08.2019 12:36 | Просмотров: 376 | Блог » RSS