22.08.2019 11:40

Книжные коллекции и книжные серии на современном книжном рынке

Книжные коллекции и книжные серии на современном книжном рынке

Современный книжной рынок находится в центре интересов производителей и потребителей, является их основной целью и объектом направленного воздействия. Это стимулирует работников книжной торговли изучать методы продвижения книжной продукции, потенциальных потребителей и запросы рынка, что осуществляется в рамках книжного маркетинга. Постоянно возрастающие запросы потребителей мотивируют издателей не только совершенствовать свою продукцию, но и выпускать нечто новое, необычное, привлекающее внимание читателей. Ярким примером служат книжные серии и книжные коллекции.

Создание серии всегда было связано с наличием основной идеи, общего замысла, который мог вынашиваться издателем значительное время. Серия становилась украшением издательской деятельности, служила издательской славе и всегда привлекала внимание читателей, что подтверждают многочисленные исторические факты. Читательский интерес к сериям во многом объяснялся тем, что в них воплощались в книжную форму читательские интересы, существующие в определенный момент в обществе в явном или скрытом виде, что остается актуальным и сегодня. Сегодня наряду с книжными сериями достаточно популярными являются книжные коллекции - сравнительно новый вид издания [3, c. 47].

Книжные серии и книжные коллекции имеют общие черты. Они должны соединять в себе некие внешние и внутренние признаки, неразрывно связанные с общим замыслом издания, основной идеей, которых подчинены все, как внешние, так и внутренние компоненты. Общий замысел - это ответ издателя на вопрос, что и почему он издает именно в это время. На вопрос, для кого издает, должно дать ответ четко сформулированное читательское назначение. Все крупные издатели, как правило, хорошо представляли себе своего читателя. Ну и, наконец, какими должны быть издания серии либо коллекции с точки зрения подготовки текста, наличия или отсутствия комментариев и дополнительных материалов, отвечает целевое назначение, которое определяет типологические особенности входящих в серию изданий. Тогда под книжной серией можно понимать определенный способ организации изданий, обладающих едиными типологическими признаками, объединенных общим замыслом, который частично проявляется в каждом отдельном издании, а полностью - лишь в их совокупности, целевым и читательским назначением. Именно общий замысел (к которому непосредственно примыкают целевое и читательское назначение) является системообразующим элементом. При этом серийность, особенно в современных условиях, - это определенный способ стандартизации и унификации, с помощью которого издатель может решать разнообразные задачи как экономического, так и культурного планов. Важно отметить, что и серия, и коллекция позволяет издателю наиболее полно проявить себя, продемонстрировать не только литературный вкус, кругозор, знание, или, точнее, чувствование читателя и его ожиданий, но и свои возможности в сфере полиграфического исполнения и художественного оформления книги [2, c. 77-78].

Современный книжный рынок потрясает как количеством разнообразных серий, так и количеством коллекций. Постепенно они становятся одним из наиболее распространенных способов организации печатной продукции. В них может объединяться литература по домоводству и классические научные труды. Они могут существенно различаться с точки зрения редакционно-издательской подготовки. Но абсолютное лидерство на сегодняшний день имеют издания массовой литературы. И это вполне объяснимо. Именно здесь мы имеем дело с произведениями, которые часто уже не относятся к сфере литературы, а являются производной массовой культуры, а, следовательно, формируются, продвигаются и «потребляются» на основании совсем иных, вне литературно-художественных, принципов. В их создании и продвижении активно участвуют различные средства масс-медиа, ставя их в ряд других продуктов массовой культуры. Так или иначе, книжные серии и книжные коллекции стали неотъемлемым элементом рынка. Необходимо сказать, что подобное состояние характерно для мирового книжного рынка в целом и отечественный рынок успешно включился в процесс создания и продвижения такого рода изданий.

1. Беловицкая, А. А. Типологические признаки серийного издания художественной литературы / А. А. Беловицкая // Книга: Исслед. и материалы. - М., 1970. - Сб. 21. - С. 26-41.
2. Григорьянц, Е. И. Книжная серия как инструмент стимулирования читательских интересов / Е. И. Григорьянц // Вестник СПбГУКИ. - 2012. - № 1 (10) март. - С. 76-79.
3. Зернова, А. Е. Управление потребностями потребителя / А. Е. Зернова, Е. Р. Майн // Российское предпринимательство. - 2007. - №1. - С. 46-49.
4. Козлов Е. В. Серийность в паралитертуре: интертекст. образования и изд. сер. // Массовая культура на рубеже XX - XXI веков: человек и его дискурс: сб. науч. тр. - М.: Азбуковник, 2003. - С. 210.

Е. Чинькова

Книжные коллекции и книжные серии на современном книжном рынке

Опубликовано 22.08.2019 11:40 | Просмотров: 554 | Блог » RSS