25.11.2019 17:08

Изучение приемов установления дисциплины в начальных классах

Изучение приемов установления дисциплины в начальных классах

Дисциплина для школы имеет исключительно большое значение. Она является необходимой предпосылкой обучения. Без создания внешних условий, порядка, без признания авторитета учителя процесс обучения неэффективен. С другой стороны, можно констатировать, что правильно поставленное обучение вырабатывает у учащихся должную дисциплинированность.

Таким образом, дисциплина, если ее рассматривать как дидактическую проблему, является и предпосылкой обучения, и его результатом.

В педагогической литературе понятие «дисциплина» рассматривается следующим образом: умение владеть собой, своими поступками, чувствами, мыслями; подчиняться воле коллектива (Е. Л. Брюнелли); соблюдение учащимися определенных правил поведения (В. Е. Гмурман). Чтобы правильно построить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, учителю необходимо распознать истинный мотив проступка и в соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

Рудольф Дрейкурс выделяет четыре цели плохого поведения: привлечение внимания, обретение власти, месть и избегание неудачи.

Анализ литературы показал, что конкретных приемов для установления и поддержания дисциплины учащихся на уроке практически не существует, лишь некоторые авторы говорят о поощрении и наказании учащихся (А. С. Спиваковская, Р. Кэмпбелл, Дж. Лешли и др.).

С. В. Кривцова считает, что часто мы можем прекратить «плохое» поведение учеников, действуя неожиданно. Вот некоторые конкретные приемы данной стратегии: выключить свет, использовать музыкальные инструменты, говорить тихим голосом, изменить деятельность. Выбирая тот или иной способ вмешательства, помните, что смысл истинного воздействия не наказание.

Во время исследования был проведен опрос учителей начальных классов. У всех опрошенных учителей возникают проблемы с дисциплинированностью класса. Чаще всего нарушения дисциплины происходит на этапах урока: организационный момент, изучение нового материала и подведение итогов урока. Причины таких нарушений учителя видят в том, что учащиеся устали, скучный материал, не правильная организация урока, отсутствие на уроке смены форм работы. Можно сделать вывод о том, что источником всех причин является сам учитель.

Для установления дисциплины на уроке учителя начальных классов используют следующие приемы: физ-минутки, смена интонации голоса, забирают дневники, дополнительные задания, звонок родителям.

Результаты ответов учителей начальных классов позволяют предположить, что учителя начальных классов использует неэффективные приемы для установления и поддержания дисциплины на уроках.

Основными условиями успешности формирования дисциплины являются четкая организация урока, исключение фактов, порождающих утомляемость детей, притупляющих их интерес к знанию, детально продуманная методика обучения и благоприятный для воспитания нравственных качеств общий микроклимат: доброжелательность, взаимное уважение. К сожалению, учителя начальной школы редко осознают значение правильных дисциплинарных мер, поэтому большинство учителей используют для этой цели традиционные приемы, например физминутки, что подтверждает из исследования.

Г. А. Комбина

Изучение приемов установления дисциплины в начальных классах

Опубликовано 25.11.2019 17:08 | Просмотров: 345 | Блог » RSS