24.12.2019 17:47

Использование оптических приборов в живописи и графике эпохи Возрождения

Использование оптических приборов в живописи и графике эпохи Возрождения

Целью нашего исследования является обоснование предположения об использовании оптических приспособлений в изобразительном искусстве эпохи Возрождения. Резкий рывок в развитии реалистического отображения реальности в живописи и графике начала Ренессанса объясняется изобретением технических приспособлений, проецирующих на холст или бумагу двухмерное изображение предметов.

Эпоха Возрождения - это исторический период, который стал переходным этапом от средневековой культуры к культуре нового времени. Основатель реалистической традиции изобразительного искусства Ренессанса - Ян ван Эйк. Его картины являются самыми ранними доказательствами использования оптических приборов художниками эпохи Возрождения.

Портрет кардинала Альбергати - один из немногих сохранившихся рисунков Яна ван Эйка. Портрет, написанный на основании этого рисунка, на 48% больше, чем исходная зарисовка. При наложении увеличенного рисунка живописного портрета большая часть линий и деталей изображения совпадает идеально, но по фрагментам. Измерения говорят о том, что портрет переводился по частям с рисунка на холст с помощью вогнутого зеркала.

Возможно, Джованни Арнольфини, чей портрет был написан Яном ван Эйком в 1434 г., увез его секрет во Флоренцию, в семью Медичи. С тех пор началось развитие станковой реалистической живописи и графики в Итальянском Возрождении. Так история искусства до момента изобретения фотографии неразрывно связана с историей оптики.

Учитель Леонардо да Винчи, художник Верроккьо, с 1465 г. начинает работать на семью Медичи, обладающую тайным знанием о технологиях использования оптических приборов. В 1466 г. к нему в мастерскую поступает Леонардо да Винчи, после чего он оставляет записи в своих блокнотах, свидетельствующих об изучении им законов оптики, в том числе особенностей вогнутых зеркал и их применения. Таким образом, мы можем проследить тесную связь истории развития искусства Ренессанса с историей науки. Позже, когда стало развиваться искусство обработки стекла, появились двояковыпуклые линзы достаточно хорошего качества, чтобы использовать их для проецирования изображения вместо вогнутых зеркал. Так история реалистического искусства до момента изобретения фотографии неразрывно связана с историей оптики.

Несмотря на то, что оптические приспособления значительно упрощают работу над реалистичным изображением предметного мира, самый дорогой и сложный элемент в механизме создания картин - это художник. Оптические приборы не пишут картин, они только помогают их создателям.

Вопрос использования оптических приспособлений в изобразительном искусстве эпохи Возрождения мало изучен, и крайне узко освещен в отечественной литературе.

Впрочем, несмотря на то, что оптические приспособления значительно упрощают работу над реалистичным изображением предметного мира, самый дорогой и сложный элемент в механизме создания картин - это художник, без его участия оптическая иллюзия растворилась бы, как только исчезнет яркий свет, зеркало или линза. Оптические приборы не пишут картин, они только помогают их создателям. Эту важную мысль необходимо донести до каждого, кто ознакомится с рассматриваемой нами теорией, чтобы вместе со знанием приходило осознание ценности картин мастеров далекого прошлого.

М. Н. Иванчикова

Использование оптических приборов в живописи и графике эпохи Возрождения

Опубликовано 24.12.2019 17:47 | Просмотров: 27 | Блог » RSS