04.01.2020 13:43

Функционирование и синтагматика имен числительных в поэзии А. Ахматовой и М. Цветаевой

Функционирование и синтагматика имен числительных в поэзии А. Ахматовой и М. Цветаевой

Данная работа посвящена проблеме изучения особенностей функционирования и синтагматики имен числительных в поэзии А. Ахматовой и М. Цветаевой.

Обращение к указанной теме объясняется и несомненной неровностью исследований нумеративных лексем, особенно в поэтической речи Серебряного века.

Творчество Анны Ахматовой и Марины Цветаевой дает богатейший материал для изучения потенциальных свойств языка, проявляемых в речевом функционировании лексико-грамматических классов слов.

Анализируя активность включения числительных в поэтические произведения данных авторов, мы отметили, что в языке М. Цветаевой в более значительном выделяются числа «один» («раз»), «два», «три», «семь», у А. Ахматовой - «два», «три». Данные числа имеют высокую частотность и формируют вокруг себя числовое поле из разнообразных лексем, включающих морфемы со значением количества.

Употребление слов со значением большого количества типа «миллион», «сотня», «тысяча», «тыща» согласуется с их гиперболическим употреблением в естественном языке: «Кто я теперь?/ – Единая?/ – Нет, тыща! (М. И. Цветаева. «Ваш нежный рот - сплошное целованье...».

Под воздействием текстовых операторов числительные приобретают выразительность в составе самого поэтического текста. Таковыми являются повторы тождественных или нетождественных счетных слов в пределах высказывания, стихотворной строки, строфы или - дистанцирование - на протяжении целого текста, например: «Три ражих девки над заказом / Три ночи не смыкали глаз. (М. Цветаева «Приключение»).

Нередко встречается употребление счетного слова в сочетании с абстрактным существительным в составе метафорической номинации конкретного понятия, перевод отвлеченного понятия в вещный или личностный код с последующей количественной характеристикой: «Два на миру у меня врага, / Два близнеца, неразрывно-слитых: / Голод голодных - и сытость сытых! (М. Цветаева «Если душа родилась крылатой...») Раскрытие отвлеченного понятия как членящегося на составные части путем его образной конкретизации предопределяет появление окказиональных форм множественного числа у имен singularia tantum: «Между нами, друг мой, три фронта: / Наш и вражий и снова наш. (А. Ахматова. «Глаз не свожу с горизонта...»).

В поэзии А. Ахматовой и М. Цветаевой часто мы встречаем «тайные числа», которые относятся к глубинной структуре мира. Обычно они имеют индивидуально-авторское толкование, проявляя двуплановость семантики языкового знака, неся информацию о нарекающем субъекте, его чертах: «Плотно сомкнуты губы сухие, / Жарко пламя трех тысяч свечей. ( А. Ахматова. «Плотно сомкнуты губы сухие...»).

Среди языковых средств выражения числа в поэтическом тексте числительные, безусловно, являются самыми распространенными, несмотря на то, что доля других способов передачи количества (наречия, метафора и гипербола) также значительна. Однако если последние выражают приблизительную идею количества, то первые, в силу своей конкретности и недвусмысленности, делают это достаточно точно, чем вносят в поэтический текст своеобразную семантическую ноту.

М. А. Мяки

Функционирование и синтагматика имен числительных в поэзии А. Ахматовой и М. Цветаевой

Опубликовано 04.01.2020 13:43 | Просмотров: 545 | Блог » RSS