18.11.2019 19:33

Формирование навыков художественно-технологической деятельности школьников в процессе изготовления изделий из кожи

Формирование навыков художественно-технологической деятельности школьников в процессе изготовления изделий из кожи

Задачей художественно-технологического образования на современном этапе является воспитание и развитие интеллектуально-духовной и образованной личности, ориентированной на достижение высоких результатов в реальной трудовой деятельности. Большое внимание в условиях основного и дополнительного образования детей уделяется формированию их практико-ориентированных знаний, умений и навыков, технологической культуры, необходимых для жизнедеятельности. Процесс формирования навыков художественно-технологической деятельности школьников связан с развитием действенно-практической сферы личности, которая представляет собой совокупность общественно необходимых знаний, навыков, способностей, черт характера и других качеств, обеспечивая успешность практической деятельности (трудовой, общественной, художественно-прикладной). Все это обусловило выбор проблемы исследования, посвященного формированию художественно - технологических навыков школьников в процессе изготовления изделий из кожи в условиях студии дополнительного образования.

В исследовании рассматривается сущность понятия «навыки» с позиций различных авторов. Контент - анализ данной дефиниции позволил определить навык как действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения. В. М. Богуславский в процессе формирования навыков выделяет три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап предполагает формирование навыков обучающихся в вычислении и овладении отдельными элементами действия. Синтетический этап направлен на объединение изученных элементов в целостное действие. Этап автоматизации включает упражнения с целью придания действию нужной скорости, снятию напряжения при выполнении практических операций. При организации образовательного процесса с целью формирования художественно - технологических навыков школьников мы учитывали особенности каждого из этих этапов.

Художественно-технологические навыки формируются и развиваются в художественно-технологической деятельности, которую мы рассматриваем как комплексную деятельность, сознательное и самобытное творчество, осуществляемое на основе личного опыта познания объективного мира, предполагающее создание готового продукта на основе существующих художественных технологий. В контексте заявленной проблемы исследования мы выделяем художественно-технологические навыки, которые необходимы школьникам в процессе изготовления изделий из кожи, к ним мы относим следующие: эскизирование будущего изделия, перевод шаблона деталей на кожу, навыки термической обработки, склеивания и приклеивания кожи, ее драпировки и перфорирования, навыки плетения и оплетки изделия из кожи и др.

В исследовании по данной проблеме нами выделены и обоснованы педагогические условия эффективности формирования художественно-технологических навыков школьников: 1) осуществление личностно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса в условиях студийной деятельности; 2) разработка содержания образования на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность; 3) формирование технологических навыков по принципу усложнения приемов деятельности от простого к сложному с учетом основных этапов этого процесса; 4) использование интерактивных методов и современных технологий обучения в студийной деятельности, направленных на совершенствование художественно-технологических навыков обучающихся. С целью формирования художественно-технологических навыков школьников в условиях студийной деятельности нами было разработано программно-методическое обеспечение занятий по работе с кожей. Рабочая программа «Художественная обработка кожи» рассчитана на 1 год обучения - 93 часа (27 - теоретических, 66 - практических) и апробирована на базе Дворца творчества детей и юношества г. Петрозаводска.

Хочется отметить, что все занятия проводились в интерактивном режиме и с использованием таких педагогических технологий как проблемное обучение, сотрудничества, метод проектов, технологии с направленностью на развитие творческих качеств школьников. Организация образовательного процесса в студии осуществлялась в контексте личностно-деятельностного подхода, учитывались индивидуально-личностные особенности обучающихся, уровень их подготовки, обученности, природные способности, интересы и предпочтения. В ходе опытно-экспериментального исследования была доказана эффективность разработанной программы и педагогических условий формирования художественно-технологических навыков обучающихся.

А. В. Зубкова

Формирование навыков художественно-технологической деятельности школьников в процессе изготовления изделий из кожи

Опубликовано 18.11.2019 19:33 | Просмотров: 295 | Блог » RSS